Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. «Жизнь с идиотом», «Замок», «Полигон» и другие ….

Выдав ребятам деньги на пиво узнавав, что девчонки конюха рано утром уехали на конюшню к лошадям, я перекрестился. На следующий день ребята не были задействованы в работе, эпизод, который должны снимать завтра был трюк, когда главного героя выкидывают со второго этажа. Режиссер сильно упростил работу, выбрав из двух возможных вариантов наиболее простой. Высота, с которой мне нужно было вылетать из двери на землю была около четырех метров, при наличии большого количества снега я пришёл к выводу что мне для этого не понадобится приемная подушка. Придя на съемочную площадку, наши хорошо гульнувшие гусары, получили в руки по снеговой лопате и за десять минут из снега была изготовлена подушка для моего приземления. Теперь мы ждали, когда снимут сцены с актерами и перейдем к выполнению трюка. Когда было всё до снято с актерами, я облачился в костюм главного героя и пошёл на исходную. По команде мотор, я с разбегу должен головой открыть дверь, вылететь ласточкой и приземлиться в сугроб. Сняв первый дубль оператор запросил повторить полёт и попросил, чтобы во время полёта я закрыл лицо рукой. Ребята поправили сугроб, и я без проблем повторил трюк ещё раз.
Ничего не подозревая, мы вернулись в гостиницу, где нас ждал неприятный сюрприз. Девчонки конюха вернулись с конюшни и выдали нам кучу неприятных новостей. Утром, когда они пришли на конюшню, из Питера приехал коне воз и забрал «Молибдена» передал записку от директора цирка. В ней было изложено: » За несвоевременное возвращение коня и непристойное поведение договор на аренду конюшню с вами расторгнут, ищите себе другое место для постоя. Директор Цирка Белявский.» Мы с Пал Николаевичем схватились за голову, неужели слухи о пьянки дошли до Санкт-Петербурга? Пал Николаевич пошёл звонить в цирк директору чтобы прояснить ситуацию. По возвращению он рассказал, что произошло в цирке в наше отсутствие. Оказывается, 8 марта наши девочки конюха, оставшиеся с другими конями, решили отметить праздник. Взяли бутылку шампанского, но к ним без приглашения завались конники Буратино и Фарид с бутылкой водки. В это же время из своего вагончика, с намерением поздравить девчонок, вышел директор Цирка с цветами, тортом и бутылкой шампанского. Когда он вошёл в вагончик конюхов, Буратино, не знавший директора в лицо сходу, выпалил: «Мужик иди от сюда, плацкарта занята.» Директор пытался объяснить кто есть кто, но был выкинут из вагончика, а вслед ему полетел торт, цветы и бутылка шампанского. Поскольку Нам оставалась всего несколько съемочных дней я отправил Катю Щёголева в Санкт-Петербург искать нам новое место для постоя, но и это не решало всех проблем, потому что коне воз вместе с конём увез весь наш фураж. Пал Николаевич, Григорий Михайлович были отправлены по ближайшим колхозам искать овес, благо сено мы сразу купили у фермеров, где кони находились на постое. Не найдя в ближайших хозяйствах овёс, мы были вынуждены закупать в простых продуктовых магазинах геркулес. Одна проблема была решена, но оставалось главное, куда возвращаться с конями после окончания киносъёмок. А между тем съемочный график никто не отменял. На следующий день нас ждала режимная и ночная смена. Сложность режимной съёмки заключается в том, что она приходит на рассвете или закате и в зависимости от времени года на нее есть не более часа полезного времени. Мы выехали на съёмку с конюшни сразу после обеда, и встали на исходную ждать заката солнца, актёры тоже заняли свои места- все ждали, когда солнце окажется в той точке, где необходимо, по задумке режиссера. По команде «Мотор» актеры произнесли свой текст, кони двинулись на закат. После первого дубля операторская группа быстро переставила камеру и так же быстро и качественно был снят второй дубль. Мы распрягли лошадей, поседлались и поехали на другую площадку. На повороте в сторону конюшню кони возмущённо заржали:» Хозяин мы не хотим больше работать, смотри темнеет нам на ужин пора.» Но работа, есть работа пришлось подчиниться всадникам, и они лениво поплелись в сторону замка. В эту ночь их задача была просто спокойно стоять в кадре, а моя задача была сидеть на облучке. По задумке режиссера в конце сцены я распрягаю коней и увожу в конюшню. Актёры играли свои роли, ели бутерброды пили коньяк, в какой-то момент главный героев с булкой оказывался перед конями на первом дубле. Он слишком близко подошёл к «Замбези» и тот не упустил момент, выхватил булку. На втором дубле актер был значительно осмотрительнее, расположился на расстоянии недосягаемости. Дальше снимали эпизод, когда я распрягаю экипаж и вывожу коней из кадра. Кони решили, что съёмка окончена и радостно засеменили в сторону выхода из замка, на полдороге прозвучала команда «Стоп. Готовим второй дубль.» Я развернул лошадей и повел обратно, «Замбези» вопросительно посмотрел мне в глаза » Хозяин, что опять?» После удачно снятого второго дубля, мы поседлали коней, и Борис Семёнович и Григорий Михайлович погнали их на конюшню. Надо сказать, что в этот вечер дирекция не предоставила машину сопровождения и поэтому девчонки не поехали на конюшню как обычно, а пошли с нами в гостиницу. Я думал, что лимит неприятностей мы уже выбрали, но не тут-то было … Мы с Пал Николаевичем уже валялись в номере на кроватях, когда в наш номер влетел взъерошенный Григорий Михайлович с криком: » Бориса Семёновича на «Просвете» машина сбила !!!» Мы повыскакивали с кроватей. Григорий рассказал о том, что произошло в подробностях. Они выехали из замка верхом, поскольку машину сопровождения не дали они по городу шли на конях по тротуарам, за полтора километра до конюшни тротуары закончились, и они были вынуждены выйти на проезжую часть. Григорий Михайлович на «Замбези» шёл впереди, Борис Семёнович сзади на «Просвете», в какой-то момент Григорий услышал звук глухого удара и обернулся назад. Борис Семёнович сидел на дороге держась за правую руку, «Просвет» сидел на капоте «Мерседеса» причем круп его был в салоне легковушки, фары у автомобиля не горели. Из автомобиля вылезло два пьяных тела, которые начали кричать: «Ребята вы знаете на какие бабки вы попали? Мы машину только вчера из Финки пригнали.» ГАИ они вызывать отказались ну и понятно оба пьяные, но забили «стрелу» в ресторане гостиницы «Дружба» завтра в 18 часов. Потом они с Борис Семёновичем довели коней в поводу до конюшни. Осмотрели, кроме содранной шкуры по хребту и задним ногам «Просвета» не обнаружили, куда хуже было с рукой Борис Семёновича, покормив коней, Гриша отвёз его в травмпункт. После этого рассказа сон у нас с Пал Николаевичем испарился. Из травмпункта вернулся Борис Семёнович, красивый с гипсом на правой руке. Доктора диагностировали перелом. Ну если с Борис Семёновичем было понятно, что делать, утром я ему выдал зарплату и решил отправить в Санкт-Петербург, то что делать со стрелкой было ещё не ясно. Одно было понятно, что с местными бандитами своими силами нам её не вытянуть, а кого звать на помощь. Я не мог никак принять решение, было два варианта, позвать на помощь тамбовских со Стрельнинской конюшни или моих друзей абхазов, братьев Сосо и Бесо с которыми познакомился во время съёмок фильма «Удачи вам господа». В любом случае время на принятие решения почти не было. Взвесив все за и против, я позвонил братьям. К 18 часам пошёл в ресторан гостиницы «Дружба» братья задерживались. Разбитый «Мерседес» стоял на входе, рядом с ним тусило парней пять коротко стриженных в спортивных костюмах. Я подошёл к ним: «Ребята кто здесь по претензиям к лошади.» Они посмотрели на меня оценивающие презрительно: «Тебе внутрь, старшие всё объяснят.» Я уже собирался зайти во внутрь, как на парковку к гостинице влетела 850 БМВ, из нее улыбаясь вышли Сосо и Бесо. Мы обнялись, лица ребят в спортивных костюмах сменили презрение на удивление. Суть двухчасовой беседы я передавать не буду, но результат такой- местным ребятам доходчиво объяснили, что земля имеет форму чемодана и договорились что они оплачивают лечение лошади и больничный Борис Семёновичу в размере его месячной зарплаты. Если с конем происходят необратимые процессы они компенсируют его утрату. На этом и разошлись, мы втроём вышли из ресторана, сели в БМВ и ребята меня докинули до гостиницы, хотя я легко мог прогуляться пешком.
До финальной съемки оставалось два дня, утром девчонки конюха поехали на конюшню. Мы втроём проводив Борис Семёновича и снабдив его денежным довольствием, полученным в ресторане. Дальше двинулись по местным аптекам за лекарствами для «Просвета». Купив всё что необходимо, мы прибыли на конюшню. Осмотрев коня, я принял решение что в последней сцене будет сниматься не он, а «Эдельвейс» хотя кроме ссадин никаких внешних повреждений у него не было, и он ни на что не жаловался. В последний день съёмка была назначена в Парке «Монрепо». Это одно из красивейших мест в Выборе. Там находится скалодром на котором мы неоднократно тренировались особенно в зимнее время. Гранитные скальные выходы выделяют «Монрепо» среди других парков Ленинградской области. Он характеризуется уникальными каменными грядами ледникового периода из гранитов рапа киви, достигающих на отдельных участках высоты — 20 м. Здесь есть отвесная гранитная гряда, она развёрнута в сторону севера, в связи с чем иногда даже в мае бывает покрыта снегом и льдом. Очень прекрасное место для ледовых тренировок. Все эти граниты пронизаны горизонтальными и вертикальными трещинами, так что порой создается впечатление, что скалы «Монрепо» искусственного происхождения. На скалодроме «Монрепо» было более 30 маршрутов различной категории сложности от 5a до 8а. В свое время скалодром был удобен благодаря транспортной доступности. Последний раз я вывозил сюда на тренировку детей из туристического клуба «Крокус», где работал инструктором по туризму во время учёбы в педагогическом институте.
На вершине скалы декораторы построили шикарный деревянный Замок, который издали смотрелся как настоящий. Моя задача была по льду финского залива на экипаже привезти главного героя. Съёмку производили двумя камерами, одна была на вершине скалы другая на льду залива. Одев костюм, я сел за управление экипажем. На первый дубль режиссер настоял, чтобы актёры ехали в экипаже, скрепя зуба я согласился. По дороге к точке, где актёры должны были проговорить свои тексты кузов экипажа трещал, скрипел было полное ощущение что он вот-вот развалится. На второй дубль я поехал без актеров и оказался прав, крышу экипажа почти оторвало, стенка била мне по спине, то, что он не развалился по дороге, это было просто чудо. Актёры сыграли свою сцену, и я аккуратно шагом направил коней к выезду с акватории на сушу. Выбравшись к месту, где стояла основная часть съемочной группы я спрыгнул с облучка и на глазах съемочной группы кузов экипажа развалился. Позже его так в разобранном виде привезли в Санкт-Петербург, где он ещё долго валялся во дворе киностудии, единственное что было ценное это облучок, который успешно приватизировал Михаил Воробьёв.
Из Питера вернулась Щеголева, она принесла приятную новость. Она нашла место куда мы встанем на постой после возвращения в Питер. Мы возвращались в Коломяги на ту конюшню, где покупал «Замбези». Это был не лучший вариант, но он давал нам возможность спокойно вернутся, оглядеться, попытаться договориться с директором цирка и вернуться на ту конюшню, которую мы недавно строили своими руками. Даже при всех спорах с Алексеем Балабановым у нас с ним осталось нормальные отношения. Когда он начинал снимать фильм «Брат», от него последовало предложение поработать на картине. К своему огромному сожалению, я был вынужден отказаться, поскольку плотно занимался развитием своего культурно спортивного центра «Авантаж» …
Вернувшись в город, мы с Пал Николаевичем, который вернулся в цирк на свое рабочее место и оставался трудиться там до трагической гибели цирковых, попытались провести переговоры с Белявским, но без результата. Конюшню, которую мы строили своими силами и за свой счёт он сдал в аренду другим людям за большие деньги. Как оказалось ненадолго, арендаторов директор менял регулярно. Чуть позже, когда в милицию для дачи показаний вызвали Диму Крестьяшина, который числился в цирке заместителем директора, мы узнали о махинациях Беляевского. Аренда конюшни шла мимо бухгалтерии, на цирковых коней списывали сено, фураж, а кормили их арендаторы и все деньги, полученные за аренду цирковых лошадей на киносъёмках, пошли не в кассу цирка, а в карман к директору. Возбужденное уголовное дело закончилось его отставкой, но это было много позже.
На этом приключения, связанные с картиной «Замок» не закончились. Когда я приехал на киностудию, дирекция отказалась оплачивать аренду четырех лошадей, сославшись на то, что в кадре больше двух лошадей не появляется к тому же, они захотели вычесть с меня деньги за нанесенный ущерб, имелся ввиду сломанный экипаж, который после окончания съёмок они планировали продать в музей. Долгие переговоры не дали никаких результатов. Благодаря штатному юристу киностудии Ленфильм, совместно с которым было составлено исковое заявление в суд, удалось убедить директора выплатить заработные нами деньги. Но и это не было окончание злоключений. Через неделю после того, как со мной произвели расчёт, квартиру директора фильма обнесли, точнее вынесли сейф со спонсорскими деньгами. По мимо того, что директриса бегала по киностудии с криком что это сделал я в отместку, она ещё натравила на меня своего гражданского мужа, который совсем недавно вышел из мест заключения. На меня наехали его друзья, пришлось обратиться за помощью к братьям Сосо и Бесо. Я не присутствовал на всех их встречах, стрелках и переговорах, но почти месяц мне пришлось жить на осадном положение. Вскоре были найдены те ухори, которые обнесли квартиру и вопрос был закрыт. Как говорится: «Ложечки нашлись, а осадок остался.» Борис Семёнович снял гипс и продолжал работать с конями и тренировать нас, Пал Николаевичем, и Дима Крестьяшин продолжали работать в цирке. Нартай Бегалин позвал меня в Москву, где планировались съемки фильма Владимира Басова «Бездна или круг седьмой.» Жизнь постепенно входила в спокойное русло …
Продолжение следует
А.Переверзев