Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. Ермак.

11-й отдельный кавалерийский полк в Вооружённых Силах СССР сформирован в 1962 году для участия в киносъёмках по инициативе режиссёра С. Ф. Бондарчука. Тогда в это подразделение брали лучших всадников со всего СССР. Первым фильмом, в которой снялись кавалеристы, была киноэпопея «Война и мир» 1967 года.
В полку служили известные киноактёры: в 1978—1980 годах А. С. Ростоцкий, в 1987—1989 Сергей Жигунов, Игорь Скляр, Владимир Гостюхин и режиссеры Федор Бондарчук, Егор Кончаловский, артисты цирка Михаил Запашный, Мстислав Запашный, Михаил Маторин, Аарон Аввакум, Виктор Васильев, Марат Аннаев, Энрико Аннаев. До начала 1990-х годов расходы на содержание полка оплачивала киностудия «Мосфильм». Затем средств на содержание воинской части стало не хватать, полк был сокращён в десять раз, до 457 человек и 124 лошадей. Затраты на его содержание поделили между собой Министерство обороны и Министерство культуры Российской Федерации. С началом перестройки в полк стали брать всех подряд, подход был простой: «Из деревни? Лошадь видел? Годен.» Ну а если ты городской и видел лошадь на вкладыше от жвачки ты тоже подходил. Один из немногих кто бился за сохранение кавалерийского полка был Геннадий Николаевич Селезнев, убеждённый в том, что «расформировывать полк было бы преступлением». Не раз писал письма и петиции о сохранении «Мосфильмовских» лошадей. По данному поводу обращался к Президенту Российской Федерации, в Госкино и в Союз Кинематографистов. «Ермак» был одной из последних картин легендарного кавалерийского полка, и новую жизнь он обрёл 2 сентября 2002 года, когда на базе 11-го отдельного кавалерийского полка. Был образован Кавалерийский почетный эскорт в составе Президентского полка.
Так мы отсняли первый дубль. По дороге на исходную командиры заставили поднять бойцов всё потерянное оружие, на втором дубле история повторилась, но в меньшем объеме. После нашего выхода из ворот, мы должны были нарваться на засаду казаков, соответственно следовала череда падений и завалов. Падение на любой вкус, одиночные, парные, назад, вперёд. Изумительно выполняли трюки ребята прибывшие к нам на усиление из бригады Усена Кудайбергенова. К сожалению, за давностью лет забыл их фамилии, так как больше с ними нигде не пересекался.
Сам Усен Кудайбергенов легендарная личность среди исполнителей и постановщиков трюков вошел в книгу рекордов Гиннеса как исполнитель трюка, который он выполнил в фильме «Юность Гения», который до него никто не осмелился выполнить. Уже в 15-летнем возрасте он стал членом группы конных дрессировщиков, тогда только что открывшегося кыргызского цирка. Позже Усен обучался в Москве в знаменитом институте кинематографии и начал сниматься в фильмах и исполнять знаменитые трюки. Он и его команда исполняли свои трюки в более чем 300 фильмов в 40 странах мира. Усен был одним из первых людей в Советском Союзе, создавший студию «Каскадер», внес неоценимый вклад в развитие искусства каскадерства. При съёмках фильма «Ищи ветра» есть сцена расстрела табуна лошадей. Многие ломали голову как заставить полсотни лошадей без всадников падать и кувыркаться как убитые. Были предложения вколоть снотворное, или набрать выбраковки по заводам и тех лошадей что приводят на мясокомбинат и расстрелять их на самом деле. Прекрасно зная характер и повадки животных, Усен нашел самый простой и безопасный способ. В тридцатиградусную жару лошадей загнали в горную речку, в которой температура воды была порядка 10 градусов, и группа каскадеров не выпускала их из реки порядка пятнадцати минут. По команде «Мотор,» каскадеры позволили животным выйти на берег и те в благодарность людям чудесно сыграли свои роли. Они падали как подкошенные, кувыркались как будто их действительно косила пулеметная очередь.
А дальше мы с Сергеем Белавиным должны были делать парный завал, и тут я лоханулся, желая добиться эффектного завала я со всей силы крутанул маленькую «Арабику». Результат превзошел все ожидания, совершив совместное падение на дороге мы не остановились, а полетели вниз по косогору, вылетев из кадра и совершив несколько кувырков на обрывистом склоне. «Арабика» встала на свои ноги раньше, чем я успел очухаться и преданно смотрела мне в глаза: «Хозяин правда я молодец, я же всё правильно сделала?» Что я мог ответить, то, что я лох и из-за меня придется повторить трюк ещё раз … На кувыркавшись и нападавшись вдоволь мы готовили сцену увязания конницы татар в болоте. Хотя подготовкой этот процесс назвать было сложно, мы просто изучили место, где мы должны кувыркаться, и подготовили веревки и тягач на случай, если придется вытаскивать лошадей. А на съёмочной площадке кипела битва, казаки лезли на стены, падали вниз с высоты шесть метров, рубились, массовка продолжала ставить друг другу синяки, наши пешие фехтовальщики Сергей Мишенев и Михаил Повальский защищали актеров от нежелательных ударов от массовки. И вот наш выход, звучит команда «Мотор» мы разгоняем лошадей и с небольшого обрыва прыгаем в болото, а дальше, что называется, как получится. Предсказать кто где упадет или завязнет было невозможно, единственное что мы старались это держать дистанцию чтобы не приземлиться партнёру на голову. Оказавшись все в жиже мы старались уворачиваться от копыт лошадей, которые смотрели на нас очумевшими глазами, в которых явно читался вопрос: «Хозяева вы куда нас завели?» После команды «Стоп» мы все и наши лошади без посторонней помощи вылезли на твердую землю. Общий план был успешно снят. Оператору необходимо было снять крупные планы, поэтому нам пришлось отмыть лошадей, переодеться в другие костюмы и приготовиться к повтору приема грязевой ванны. В грустных глазах наших животных читался вопрос: » А может ну его на хрен, мы уже там были, может вы сами без нас?» По команде мы подняли лошадей в галоп, и они с большой неохотой кидая взгляд назад на всадников, лениво поскакали к обрыву. В этот раз мне повезло чуть меньше, скакавший медленнее всех Дима Трусов приземлился на меня, я успел набрать воздуха в лёгкие до того, как ему удалось притопить меня в жиже, потом его конь, ища точку опоры чтобы вырваться из болота пару раз опёрся копытом мне на спину. Защита, одетая на меня, значительно смягчила удары, так что обошлось почти без травм как у меня, так и других участников. Говорю почти, потому что «Замбези» всё-таки кто-то умудрился в этой заварушке разбить нос. Отмыв коней и переодевшись, мы довольные работой наших животных возвращались в конюшню. Два дня работы над большой батальной сценой пролетели незаметно, перед отъездом группы ребят из Санкт-Петербурга и усиление от Усена Кудайбергенова, Александр Самойлович Массарский производил расчет с ребятами за выполненную работу. Ребята из моей группы тоже пошли за расчетом, но вернулись несолоно хлебавши, сказав, что им рекомендовали за своей зарплатой обратиться ко мне. В этот момент я вспомнил фразу, которую на «Аляске Кид» мне говорил Нартай: «Запомни самый сложный трюк в жизни каскадера, это получить деньги за выполненный трюк.» Я пошёл сам к Массарскому и выяснил что конная группа, трюки, аренда лошадей, работа конюхов, работа коноводов, и всё остальное что связано с лошадьми оплачивается по отдельному договору и наши деньги по соглашению выдают не наличными, а переводят в Санкт-Петербурге на фирму прокладку, которая должна отправлять нам наличные. Звоню шефу, задаю вопрос: «Где деньги Зин?» Получаю ответ: «Вы хотели автономии, сами и разбирайтесь, деньги за два месяца аренды и обслуживания лошадей, затраты на их содержание, транспортировку и выполнение трюков вам перечислили авансом на фирму, которую указал Вадик Малышев с ней подписан договор и все вопросы к ним.» Я, естественно, звоню Малышеву в ответ слышу: «Деньги ещё не пришли каждый день обещают, но до сих пор нет … Держись вам же суточные платят.» Стою на асфальте в лыжи обутый, понимаю, что кто-то мне морочит голову, но не пойму кто. Поднимаюсь в номер директора фильма к Орлову он показывает мне договор, получаю ответы на мои вопросы, деньги в полном объеме за неделю до нашего отъезда ушли на организацию «Христианский Благотворительный Центр», хватаюсь за голову, это та организация, которая стояла за съёмками фильма «Алиби для прокурора». На свой вопрос можно ли перезаключить договор здесь на месте, получаю ответ: «Можно расторгнуть договор если вы не выполните свои обязательства и заключить новый или если «Христианский Благотворительный Центр» вернёт деньги в полном объеме.» Сижу в своём номере и думаю сколько холодной воды нужно выпить чтобы запить деньги, которые нам должны выплатить. В телефонном режиме следов денег я не обнаружил, также как и не выяснил куда они пропали. Передо мной стояла дилемма бросить работу и ехать домой там на месте разбираться, или продолжить работать за спасибо и разбираться по возвращению домой, выбираю второе …
Продолжение следует
А.Переверзев