Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. Ермак.

Наших лошадей для всех актеров не хватало, и дирекция до прибытия кавалерийского полка была вынуждена продолжать арендовать коней у колхозников. А у нашей конюшни каждое утро выстраивались актёры, и взрослые люди устраивали чуть ли не побоище за то, кто на ком сегодня будет работать. У многих появились свои любимцы так, например Нартай если ему надо было быть в кадре никому не уступал «Замбези», Виктор Михайловский прикипел к «Арабика», Евгений Попов к «Эдельвейсу», Джигурда к «Сувениру» так почти у каждого героя появился свой любимец. В нашей импровизированной конюшне жизнь текла своим чередом. Воду нам привозили регулярно, кормов и сена хватало одна напасть отсутствие дверей. Местные отары баранов ураганом проходили через коровник, когда их утром выгоняли на пастбище. Так шёл день за днём. Мы выезжали в 8 утра и возвращались к 10 вечера. Одно могу сказать, что, когда наша конюшня на время съёмок оставалась без присмотра у местных жителей даже не возникало желание поживиться у нас чем-нибудь, напротив через некоторое время нам стали подвозить сену, солому и даже зерно. Юсип сдержал свое слово и не приглашал меня на трюки, не связанные с лошадьми, но до поры до времени, случилось это на сцене, когда на плотах нужно было повесить людей. Дело в том, что у Юсипа кроме желания руководить больше ничего не было. Вся амуниция всё альпинистское снаряжение, было лично моим и Нартая. На плотах необходимо было повесить шесть человек. Обвязок у него не было, да и у нас с Нартаем их было только три, но в отличие от Юсипа у нас был хороший опыт. Недостающие обвязки мы связали на месте из веревок. От удивления Юсип открыл рот: «А что вы не сказали в гостинице что так можно? » На что Нартай ответил: «Так ты вроде взрослый мальчик, начальника из себя строишь, а голова у тебя видимо только для того, чтобы есть.» О чём Юсип не преминул вечером доложить шефу в Питер, а я получил очередной пистон, за унижение старшего на съёмочной площадке. Мы с Нартаем развесили каскадеров по виселицам на плотах и отправили вниз по течению, оператор двигаясь по берегу снимал эту сцену, покойники на плотах выглядели как настоящие.
Для массовых сцен с лошадьми наконец прибыл кавалерийский полк. Оказалось, что Сергей Белавин, парень которого прикомандировали нам из Стрельны, недавно вернулся из армии и по стечению обстоятельств он служил как раз в том эскадроне, который прибыл к нам на съёмки. Была одна беда в эскадроне. Практически все срочники были новички, но это мы узнали чуть позже. А сейчас нам предстояло снять первую крупную сцену во взаимодействии с кавалерийским полком. Это была сцена приезда Кучума в столицу ханства Сибирь. Казнь князей, которые вышли из подчинения. В этой сцене я дублировал Кучума которого играл великолепный туркменский актер Ходжадурды Нарлиев. Особых сложностей в этой сцене не было кроме одной, кони легко проскакали по полю перед крепостью, между горящих юрт и костров, вошли в крепость, а вот идти по деревянному настилу, который сильно гремел и прогибался некоторые лошади кавалерийского полка под новобранцами отказывались. Пришлось их поставить в хвост строя чтобы они не устраивали панику. За два дубля кадр был снят. Следующая сцена, где снимались наши животные была встреча Ермака с Донскими казаками после кораблекрушения и побега из турецкого плена. Там они исполняли роль групповки пока актёры дрались между собой, кони стояли и спокойно наблюдали за потасовкой, а потом выстроившись в шеренгу приняв на борт по два актера с достоинством прошли перед камерой, пока актёры наговорили свой текст.
Через несколько дней нас ждала съёмка эпизода захват крепости ногайского хана. Практически всю сцену снимали среди костров, горящих юрт короче всё в дыму. По сценарию герои должны угнать табун, который выскакивает из горящих ворот. Наши кони привычные к огню шли впереди табуна, а вот остальных коней приходилось подталкивать. Оказавшись в степи актерам вместе с нами пришлось потратить не мало усилий чтобы остановить табун и загнать его на второй дубль в крепость. Через несколько дней нас ждала съёмка эпизода «штурм татарами слободки Строгоновых. » Эпизод снимали два дня, а в фильм вошло меньше 30 секунд. На съёмочной площадке как обычно всё в дыму и огне, скачем стреляем, падаем. Пиротехники совершили ошибку, дали огненные стрелы массовке, они не учли то, что, у массовки были не луки, а их жалкое подобие и стрелы, выпущенные из них, не летели дальше, чем на пять метров, а то и падали за шиворот стрелявшим. Слава богу обошлось без больших травм. Нартай в одном из эпизодов как обычно стрелял из своего лука и безукоризненно снял звонаря с колокольни, потом мы пошли на приступ крепости и исполнили парное падение с коней на галопе сраженные залпом из ружей. Исполнив пару дублей, мы погнали лошадей на конюшню. Необходимо было торопиться в гостиницу, где нас ждал праздничный ужин по случаю Дня Российского Кино.
Празднование которого своими корнями уходит аж в 27 августа 1919 года в день, когда был издан Декрет Совета Народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела в стране. С этого времени вся фото– и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, возглавляемая Анатолием Луначарским. В память об этом событии дата 27 августа и стала считаться Днем Советского кино, позднее — Днем кино России, а в настоящее время — Днем российского кино.
И мы никак не могли пройти мимо этого события, тем более что день Российского кино мы отмечали впервые, до этого ещё год назад мы праздновали «День Советского Кино.» На следующий день на съёмочной площадке отличился Юсип. Снимали сцену разграбления русской деревни. Поскольку меня отстранили от исполнения трюков он решил сделать всё сам, да и кадр в принципе был простейший. На коне едет татарин, из спины у которого торчит коса. Для этой цели я выделил совершенно флегматичного Сеню, и мы с Нартаем расположились в тени и продолжали праздновать «День Российского Кино» и наблюдали за работой великого постановщика трюков Михаила Юсипа. Сначала он как заведённый бегал по съёмочной площадке искал ножовку, потом доску, найдя всё что необходимо для выполнения трюка и отпилив кусок доски пяти десятки, он судорожно стал запихивать её под кольчугу каскадеру, а потом молотком забил в неё косу, это был шедевр. И сейчас, когда смотришь это эпизод на экране, кажется, что воин которого убили был горбатый.
Вернувшись в гостиницу, мы с Нартаем приступили рисовать раскадровку большой батальной сцены, где нас ждало больше количество падений, подсечки, и завалы. В преддверии грандиозной баталии к нам в большом количестве прибыл десант из Санкт-Петербурга для усиления. Сам шеф не соизволил до нас доехать, но прибыл, глубоко мной уважаемый, Александр Самойлович Массарский. Который и руководил постановкой трюков. Посмотрев наши с Нартаем раскадровки и внеся небольшие изменения, он пошёл работать над раскадровкой для пехоты. И вот рано утром мы выдвинулись на съёмочную площадку, по сценарию казаки на ладьях подходят к крепости и идут на штурм, по плану постановка баталии ложилась на два дня. Мы приступили, первая задача, которая стояла перед нами устроить карусель на конях и из луков стрелять по приближающимся ладьям. Нашу восьмерку усилили за счёт опытных всадников из кавалерийского полка. За два дубля мы прекрасно справились с задачей, дальше было чуть сложнее: нас с Нартаем ожидала парная подсечка на взрыве. Он на «Замбези» я на «Просвете», мы вместе с пиротехниками пошли готовить площадку и смотреть, где закладывают провода, идущие к зарядам, поскольку, помня историю, которая произошла на фильме «Первая конная» не хотелось нарваться на повторение. Там произошло следующее … На съёмках фильма по сценарию должна была сниматься лобовая атака конницы под обстрелом артиллерии и пиротехники готовили площадку, закладывали имитаторы разрывов 120 миллиметрового орудия, но по неопытности проложили провода в некоторых местах не по движению конницы, а поперек, и когда каскадеры пошли в атаку, лошадь под Нартаем подняла имитатор взрыва копытами и потащила за собой линию, в этот момент произошел взрыв. Нартай получил лёгкую контузию лошадь сильный ожег. Полчаса после этого, поставщик трюков Усен Кудайбергенов, гонял нерадивого пиротехника пикой по полю. После этого происшествия мы всегда тщательно следили за работой пиротехников. Проверив заряды, мы выбрали места для подсечек. Расседлываем одеваем на ноги лошадям штрабаты и встаём на исходную. Звучит команда «Мотор» мы с места поднимаем коней в галоп, движемся на камеру, первый взрыв, второй я вижу боковым зрением как Нартай подсекает «Замбези», я подсекаю «Просвета», звучит третий разрыв и вслед за ним команда «Стоп». Через несколько секунд голос оператора даёт режиссеру отчёт: «У меня всё хорошо, дубля не надо.» Ребята стоявшие на страховке поймали наших коней и ведут к нам, мы с Нартаем осматриваем животных, снимаем штрабаты, ощупываем ноги. Нартай треплет «Замбези» по холке и выдает фразу: «Запомни, лошадь на трюке не средство производства, а полноценный партнёр …» Мы идём переодеваться в другие костюмы, и готовиться к следующим трюкам. Пока мы переодевались, наши ребята падали с обрывов, кидались в рубку. Их главная задача была страховать актеров от массовки, которая заигрывалась до того, что гнула и ломали сабли об головы и спины друг друга. Облачившись в новые костюмы, мы перешли к стенам крепости, наша задача была не только совершать падения изображая убитых, но и удерживать наших животных после падения дабы они не нанесли травмы актерам и массовке. Так Серёга Белавин после падения держал за повод «Эдельвейса» пока в него не прилетел Дима Трусов, летевший через голову «Салема» слава богу что обошлось без больших повреждений. У каждого лишь по паре ссадин. В эпизоде, когда татары идут в атаку на цепь казаков мы с Серёгой Белавиным сделали два коротких обрыва и повиснув на лошадях управляли ими дабы они не потоптали актеров. Так болтаясь сбоку от лошади, мы выехали из кадра. Массовка развоевалась не на шутку, врачи из скорой помощи только и успевали замазывать йодом ссадины, обходилось без серьезных увечий. Наступил момент большой конной атака мы нашей группой из восьми всадников встали в голове кавалерийского полка, наша задача была на полном галопе проскакать по извилистому ущелью и вылететь из ворот лавиной на казаков. В этом эпизоде мы увидели новобранцев полка в полной красе, подняв коней в галоп на первом крутом повторе часть из них побросали копья, в другом повороте побросали щиты и это не была беда кавалеристов, это была беда системы.
Продолжение следует
А.Переверзев