Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. Ермак.

По приезду в Санкт-Петербург я однозначно заявил шефу что на арендованных у колхозников лошадях работать больше не буду. Тем более что летом и осенью на «Ермаке» лошади в кадре должны быть почти каждый день. Нас ждали падения, подсечки, завалы. На что шеф пытался возразить что на лето на один месяц на съёмки приедет один эскадрон кавалерийского полка. Памятую предыдущую работу я знал, что они своих дают только на проскачки, прошли те времена, когда они предоставили коней для трюков. После этих аргументов шеф раскололся он сказал, что по договору мы можем работать на своих лошадях. Студия оплачивала все расходы по транспортировке в Барнаул и обратно, их содержание на время съёмок и аренду. Вопрос заключался в другом, где их взять? С хозяевами коней что снимались на «Аляске Кид» шеф умудрился разругаться, лошади Зоопарка и Парка 30летия ВЛКСМ были загружены работой по самое не балуйся на фильмах «Конь белый», «Приключения королевского стрелка Шарпа» и множества других мелких картин. Пришли к неутешительному итогу что за 4 месяца нам необходимо найти 8 лошадей и подготовить их для трюковой работы. Объехав конюшни и частных владельцев, мы пришли к выводу что кроме как купить коней других вариантов у нас нет. Заработанных денег хватало, катастрофически не хватало времени. В этот момент мы работали сразу на нескольких фильмах и мотались, Москва, Одесса, Анапа, Ялта … Вадик Малышев договорился с конюшней в… Лисим Носу о том, что, мы покупаем четырех лошадей, четырех дают хозяева конюшни и начали подготовку. Вадик сразу купил двух лошадей оставалось купить мне пару коней, но произошло непредвиденное, но ожидаемое. После одной из ночных репетиций хозяева конюшни заявили, что своими действиями мы срываем им весь режим работы. На съёмки они с нами не поедут и попросили нас покинуть их конюшню. У жены Вадика была дача не подоплёку, и мы перевезли лошадей на участок в сарай. Но это не решало нашей проблемы, нам нужно было найти ещё 6 животных и место для их размещения, где мы могли в любое время дня и ночи проводить тренировки. Опять-таки благодаря Вадику мы нашли такую конюшню. Это было помещение в Зеленогорске, бывшая конюшня Лесхоза. Работа закипела, мы положили новые полы, отстроили денники, провели электричество и всё это между киносъёмками. Оставалось найти шесть лошадей. Двух коней я нашёл и оплатил их, через сутки я их должен был забрать, но в нашей жизни ничего не проходит гладко. Ночью на конюшню неизвестные лица совершили набег и пропали не только мои два коня, но четверо хозяйских. Через двое суток поисков четырех животных мы нашли, не доставало двух коней, одного которого я оплатил и одного хозяйского. Поиски в течение недели не дали результатов. Сказать, что я был слегка расстроен этому обстоятельству это значит не сказать ничего. Рано утром у меня в квартире зазвонил телефон, это был Ганжа: » Саша я знаю, что ты покупаешь коней для «Ермака» у меня есть две единицы готов не дорого продать подъезжай ко мне покажу.» Я собрался и ломанулся к нему на Петроградскую. Лошади у него как обычно стояли на первом этаже с черной лестницы. Увидев коней, моя челюсть упала так что чуть не отдавила мне ноги. Передо мной были лошади, угнанные с конюшни. Я, не подавая вида договорился о цене и условился с Ганжой что через два часа привезу деньги. Выйдя от него, я набрал хозяина второго коня, а сам полетел домой за документами. Через два часа мы прибыли к Ганже и теперь челюсть упала у него, когда мы показали документы на коней и входящий номер из милиции о подаче заявления. В итоге забрав лошадей мы разошлись миром, в счёт морального ущерба Ганжа мне подарил уздечку, седло и я гордый верхом на своём коне выдвинулся в Зеленогорск. В итоге у нас было четыре коня и два месяца в запасе чтобы удвоить численность нашего поголовья. Денег на приобретение у нас хватало, но с подбором возникали проблемы из-за характера лошадей, которые предлагались к продаже. Между тем у нас шли напряжённые тренировки, мы приучали животных к выстрелам, не бояться ходить через огонь, не пугаться нырять в воду с обрыва, обучали вставать на свечку, делать завалы. Оставался месяц, а поголовья у нас не хватало, и тут мне повезло я прикупил кобылку небольшого роста с отличной психикой. Она не боялась выстрелов, огня, воды, а не большой рост и вес легко позволял делать завалы в любую сторону. При подготовке лошадей очень пригодился привезённый контрабандой из Германии кольт «Питон» и охолощенный кавалерийский карабин «Мосина», выкупленный у военных историков, попону для горения лошади мы шили сами руками, так же, как и штрабаты для подсечек. В свободное время от работы мы занимались с местными детишками, причем совершенно бесплатно. За две недели до выезда наш шеф заявил, что спас ситуацию и договорился на конюшне в Стрельне про аренду трёх коней, но есть одно условие с ними едут двое сопровождающих которых необходимо взять в нашу группу каскадеров. Мы с Вадиком схватились за головы, не показав этого согласилось с предложением. Дело в том, что конюшня в Стрельне формально принадлежала ветеринарному институту, а фактически находилась в управлении и под контролем «тамбовской группировки». И вот день отъезда, нам подали товарный вагон. У нас было четыре часа чтобы оборудовать его и осуществить погрузку. Мы приступили к работе, в вагоне соорудили стойла, антресоль для сена, амуниции, снаряжения и нары на шесть человек сопровождения. Дорога до Барнаула должна была занять десять дней. Вадик и Мишка на машине с трёхосным прицепом подвозили, стройматериалы, фураж, лошадей. Мы четверо отправлявшиеся в дорогу прекрасно знали друг друга, кто поедет со стороны Стрельнинской конюшни мы понятия не имели, и скажу больше, мы не знали на что готовы их лошади поскольку никто из нас не видел их. Закончив оборудование вагона, загрузив лошадей, фураж и прочий скарб, мы ждали пополнение. За пятнадцать минут до отправки прибыли наши попутчики и верхом на трёх лошадях со своим не богатым скарбом, мы уезжали на два месяца которые в итоге обернулись в четыре.
Но обо всем по порядку, сейчас нас ожидала дорога через пол страны длиной в 10 дней. Лето было жарким, окна и двери в вагон мы практически не закрывали. Хорошо, что я взял с собой кольт «Питон». Несколько раз он нас сильно выручил. За время путешествия мы познакомились с вокзальными группировками жуликов, попрошаек, воришек, пару раз приходилось закрывать окна и дверь вагона и выдерживать настоящий штурм. Но справившись со всеми приключениями мы добрались до Барнаула. На этом наши приключения не закончились. Конюшню, которую нам могла представить съёмочная группа находилась в 50 километрах от съёмочной площадки и это был перебор. Гонять лошадей по сто километров в день было не реально. Второй вариант, который нам предложили это был колхозный коровник, как говорится хрен редьки не слаще. До основных объектов, где планировались киносъёмки было не более пяти километров, но в коровнике не было дверей, окон, воды. Хорошо, что у меня был колоссальный опыт автономных путешествий, и всё что необходимо для существования у меня было взято с собой. Шатёр для зимних походов, палатка, коврики, спальные мешки, примуса и прочее снаряжение, единственное, о чем я пожалел, что не загрузил в вагон один из своих мотоциклов. И так из подручных материалов соорудили стойла для наших животных, поддон на который поставили шатёр. Растянув шатёр и, поставили палатку для амуниции, я распределил дежурство по лагерю. Наши Дима и Ольга это была одна смена, а Стрельнинские Сергей и Татьяна другая смена. Получалось так что ребята дежурили через сутки помимо того, что почти каждый день выезжали на киносъёмки.
И началась наша работа. Только я прибыл в гостиницу ко мне в номер влетел Юсип: «Так завтра съёмка, сейчас я тебе скажу кого на какую лошадь ты будешь сажать.» Я морально был готов к такому повороту событий и ответил спокойно и вкрадчиво: «Поскольку я несу ответственность за лошадей, я буду решать кто на каких животных что будет делать, а если что-то не устраивает в данной ситуации, и ты берешь ответственность на себя, можешь выкупить лошадей и дальше рулить всем процессом.» Получив такой плевок в душу, он побежал звонить шефу в Санкт-Петербург. Вернулся с вердиктом через десять минут: «Раз ты так ставишь вопрос, я тебя отстраняю от трюков, не связанных с лошадьми» на этом и порешили. Поделили сферы влияния. В этот момент в мой номер ввалился Нартай с улыбкой до ушей и бутылкой водки. Мы взяли сценарий и сели рисовать раскадровку. Так начались наши трудовые будни в экспедиции, которые растянулись на четыре месяца вместо планируемых двух. В те дни, когда нас не вызывали на съёмочную площадку, мы выезжали на конюшню и работали с лошадьми. Сцену, которою нам пришлось доснимать к зимней экспедиции это побег Ермака и Кольцо из соляной шахты, там планировались проскачки, завал лошади и пленение казаков. Первое что предстояло снимать это завал лошади под Кольцо. В кадре изначально планировалась работа дублера, но Джигурда рвался сам выполнить трюк. Мы выдали ему «Сувенира», флегматик по натуре «Сеня» без прикладывания особых усилий прекрасно выполнял команду «ложись», пару часов тренировок с актером и Джигурда и «Сеня» в кадре прекрасно выполнили трюк, следующий эпизод пленение Кольцо. Джигурда опять рвется все делать сам, но в этой сцене ему позволили выполнить лишь завершающую фазу, на самом пленении его дублировал Сергей Мишенев, один из лучших постановщиков театрального фехтования. В роли татар выступили близкие друзья Нартая Бегалина из группы киргизских каскадеров Усена Кудайбергенова которые прибыли к нам на усиление нашей группы в части исполнения конных трюков. Ребята догоняют дублера Джигурды кидают аркан, вяжут пленника и за две ноги тащат за лошадьми по степи, на крупном плане мы ловко меняем дублера на актёра. К сожалению, целиком сцена пленения и волочения в фильм не вошла, хотя оба дубля все участники отработали на отлично и обошлись без травм.
Продолжение следует
А.Переверзев