Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. Задок и счастье»

Выходной день я пробыл в дома у Нартая Бегалина. Это
известная в кинематографе семья: отец Нартая, Мажит Бегалин
родился в Абралинском районе Семипалатинской области, его отец
писатель Сапаргали Бегалина, был главным редактором газеты
«Турксиб». Когда началась Великая Отечественная война он ушел
на фронт так и успев получить аттестат. Весной 1943 года вернулся
домой без правой руки. В том же году поступил во ВГИК, в
мастерскую С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой. В 1948 году
успешно окончил режиссёрский факультет ВГИКа. После окончания
учебы работал на киностудии Мосфильм, был вторым режиссером
в фильмах «Молодая гвардия», который снимал его педагог Сергей
Герасимов, и в «Падении Берлина» Михаила Чиаурели. Вернулся в
Казахстан 1949 году, где работал художественным руководителем
на киностудии «Казахфильм». Он снял фильмы, которые входят в
золотую коллекцию советского кино «Это было в Шугле», «Его
время придёт», «Возвращение на землю», «Следы уходят за
горизонт», «За нами Москва», «Песнь о Маншук». В 1974 году
Бегалин снял фильм «Степные раскаты». В нём сыграла его жена
Людмила Иванова, а одну из главных ролей исполнил их сын
Нартай. Однако фильм так и не вышел на экраны. Он был «положен
на полку» за «неправильное освещение истории гражданской
войны в Казахстане». А мама Нартая Бегалина известная актриса
Людмила Ивановна Родилась в Мерефе, Харьковская область. В
шестнадцать лет ушла на фронт, где в 1941-1942 годах служила
медсестрой в госпитале. Получила ранение была демобилизована
и в 1943 поступила во ВГИК на актерский факультет. В 1948 году
окончила ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары
Макаровой) и стала актрисой Театра-студии киноактёра, снималась
в фильмах: «Молодая гвардия» , «Путь славы» , «Сельский врач» ,
«Джамбул», «Судьба Марины», «Вольница», «Это было в Шугле»,
«Миколка-паровоз» всего более чем в 65 фильмах … Сам Нартай
родился 1951 году. После окончания школы поступил во ВГИК в
1969 году был призван в армию служил в ВДВ, после срочной
службы вернулся в институт. В 1976 году окончил актёрский
факультет ВГИКа, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой,
снялся более чем в 40 фильмах «Степные раскаты», «Ночь над
Чили», «Конец императора тайги», «Похищение «Савойи»»,
«Пираты XX века», «Тегеран-43»,
«Подснежники и эдельвейсы», «Непобедимый», «Медный ангел»
«Русь изначальная», «Одиночное плавание», «Похищение
чародея» и многие другие ….
После совместной зимней экспедиции на фильм «Ермак» я
больше не останавливался в гостинице, а каждый свой приезд жил
дома у Нартая у станции метро «Аэропорт». И было так до его
трагической смерти, но это потом, а сейчас мы сидели и обсуждали
как нам выдернуть с полки фильм «Степные раскаты». Забегу чуть
вперёд, летом 93 года нам удалось это сделать, и мы передали
весь отснятый материал в Казахстан, где фильм был показан лишь в
2002 году по казахстанскому телевидению в дни, когда отмечалось
80-летие со дня рождения режиссёра Мажита Бегалина. Так
прошел выходной день …
Утром собрав рюкзак со снаряжением, мы с Нартаем
выдвинулись на съёмочную площадку. По сценарию сцена, где
легковушка сбивает главного героя, это сцена его знакомства с
главной героиней. Значит меня не размазывают по асфальту как в
случае с грузовиком, а просто отправляют в небольшой полёт. Мы
прибыли на площадку, но съёмочный день не задался, хозяин
раритетной машины годов так 50, да ещё и американского
производства наотрез отказался пускать каскадеров за руль, а
когда узнал, что машиной нужно сбить вообще схватился за сердце
и ретировался со съёмочной площадки. Хорошо, что для этой
машины был первый рабочий день. Администрация фильма
быстро полетела на «Мосфильм» где в гараже игровой техники
подобрали подходящий вариант. А мы эти три часа ожидания
сидели и слушали байки от великолепного актера Зиновия Герда, с
которым я был знаком со съёмок фильмов «Пацаны» и «Ослиная
шкура»… Когда нам пригнали автомобиль шеф сел за руль проехал
несколько кругов проверил тормоза. К нам подошёл режиссер и с
шефом они стали выбирать наиболее выгодное место для трюка.
Обсудив нюансы, пришли к соглашению, что трюк снимаем одним
кадром с трёх камер одновременно. Я одел защиту, и мы
приступили к репетициям, пока актёры играли свои роли. Моя
задача была при встрече с машиной перелететь через капот, крышу
и приземлиться на асфальт. Самое сложное при встрече с легковой
машиной это выбрать точный момент, когда необходимо
подпрыгнуть чтобы оказаться на капоте, а дальше по капоту и
крыше тебя несёт как по маслу если правильно подобрать скорость
машины. На скорости пять километров в час, я оказался на капоте и
так и поехал на нём, дальше не добравшись до крыши. Через час
проб и попыток, методом научного тыка мы пришли к выводу что
оптимальная скорость легковушки для неё и меня 30 километров в
час, сделав ещё несколько проб мы сообщили о нашей готовности.
Набежали костюмеры и гримеры, которые стали делать из меня
главного героя, а из шефа главную героиню. Скажу сразу при
ближайшем рассмотрении мое сходство было в предпочтение чем
у шефа. Поставили две камеры на улице, третью в салоне
легковушки, подошёл режиссер и через переводчика пошутил:» Не
делай такое серьёзное лицо, оно должно у тебя светится от
предвкушения ожидающей тебя встречи» и похлопав меня по плечу
взгромоздился в своё режиссерское кресло дабы из него
руководить процессом. Привычное «Камера. Мотор.» звучащие на
французском языке уже не требовали перевода, шеф начал
разгонять машину по пустой улице, я начал через неё переходить,
вот и встреча с машиной, подбираю под себя ноги и отправляюсь в
круиз на асфальт через капот и крышу , лежу отдыхаю жду команды
«Стоп» которая как принято у французов сливается с
аплодисментами … Подходит режиссер благодарит за работу , что
попало шефу под хвост я не знаю , но он уговаривает сделать
второй дубль приходится плестись на исходную. Второй дубль
проходит без сучка и задоринки. Ну вот основные трюки на этой
картине выполнены, остаётся мелочевка, проезды на машинах,
страховка актеров, а мне нужно срочно вернутся в Санкт-Петербург
и продолжать готовить лошадей для поездки в Барнаул на съёмки
фильма «Ермак»…….
P.S. Честно говоря я очень сожалею о том, что фильм «Задок и
счастье» не дошёл до российского кинопроката. От всей картины я
видел только трейлер и несколько интервью о том, как снимали
фильм ……
А.Переверзев