Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. Задок и счастье»

«Задок и счастье» снимали французские кинематографисты в Москве при техническом обеспечение киностудии «Мосфильм.» На выполнение трюков пригласили нашу команду. В этом фильме снимались прекрасные советские актеры Сергей Юрский и Зиновий Герд, а мне выпала возможность на протяжении всего трюка дублировать главного героя, которого играл французский актер Чеки Карио. Первый трюк, который мы готовили к исполнению это полёт из пушки под купол цирка. Моя задача была, вылетев из ствола пушки зацепиться за трапецию сделать подъём переворотом и выйти на руки. Было разработано два варианта исполнения трюка первый с применением подкидной доски, второй был сложнее меня тросиком из ствола пушки выдергивают два партнёра. Первый вариант отпал по причине что подкидную доску спрятать было не куда. Остался вариант два исполнение которого имело несколько сложностей: необходимо было точно рассчитать длину тросика, приготовить приёмную подушку для ребят, когда придут на манеж из-под купола цирка и само сброс, который бы позволил на трапеции свободно закончить исполнение трюка. Свободной от репетиций и выступлений в цирке время мы начали осуществлять свои тренировки, на которые у нас ушло два дня. В качестве груза, который должен выдернуть меня из ствола пушки было задействовано два каскадера Нартай Бегалин и Валерий Базыкин общий вес которых был более 200 килограмм что более чем в три раза превышал мой вес, что было вполне достаточно для того, чтобы мне стартовать с приличной скоростью. После нескольких попыток ребята отбили себе пятки о манеж пришлось увеличить толщину приемной подушки. Через пару дней у нас всё было готово для исполнения первого трюка, и мы занялись подготовкой второго трюка. Он был связан тоже с цирком и пушкой, но в этом эпизоде я должен вылететь из пушки с большой скоростью пролететь мимо трапеции врезается в купол цирка и приземлиться в стог сена рядом со слоном. На базе готового первого трюка подготовка второго заняла пол дня … Через сутки были назначены съёмки, если на «Аляски Кид » знания моего английского позволяло понимать задачи без переводчика, то здесь было много сложнее, французский я не знал вообще и все общение с режиссером и оператором шло через толмача. И вот съемочный день в цирке, везде слышна французская речь, операторы ставят камеры согласно раскадровки которую нарисовал шеф, пиротехники закладывают пиропатрон вниз пушки, костюмеры одевают меня в костюм главного героя. На репетиции мы не учли одну мелочь что главный герой горбун и горб будет немного мешать расположиться мне в стволе пушки, мне одевают парик и гримируют. Мы просим одну техническую репетицию, свет выставлен, операторы за камерами, ребята под куполом я в стволе пушки …. Команда «Пошёл» ребята прыгают вниз я лечу наверх, вцепляюсь в трапецию и выполняю задачу до конца, меня на трапеции медленно опускают вниз. К шефу подходит режиссер и через переводчика отчаянно жестикулируя что-то объясняет. Мы с Нартаем обсуждаем съёмки «Ермака» что необходимо подготовить для летней экспедиции. Подходит шеф и излагает нам разговор с режиссером: «Его всё устраивает, он доволен нашей работой, но просит, чтобы вылет из пушки был резче.» Я взял 30 минут на подготовку, работать будем без репетиции. Брать третьего человека для прыжка сверху негде поэтому остаётся только один вариант кожаный мешок с песком который в цирке используется как противовес. Ребята сидят на мешке под куполом, я в стволе пушки звучит привычная команда: «Камера. Мотор.» У меня под пятками срабатывает пиропатрон и одновременно с этим меня из ствола выдергивают вверх и вот я уже на трапеции заканчиваю выполнение трюка под аплодисменты французов, меня на трапеции опускают на манеж. Режиссер показывает большой палец вверх и говорит, что во втором дубле нет необходимости и мы можем готовить второй эпизод, а они пока будут снимать сцены с актерами и вернутся к нам по нашей готовности.
Я лезу под купол цирка закрепляю карабин так чтобы, когда тросик выберется полностью я оказался головой в шатре. Подготовка занимает минут тридцать, возвращаются французы выставляют свет, камеры, пиротехники закладывают двойной заряд, все на исходных. Я вылетаю из ствола, подлетая к куполу я инстинктивно выставляю руки чтобы не войти головой в купол цирка, меня на тросике медленно опускают на манеж. Подошедший режиссер через переводчика объясняет, что всё было хорошо, но руки выставил зря, в купол нужно удариться головой. Шеф отшучивается: «Это будет стоить в два раза дороже » Французский режиссер улыбается. Ко мне подходит Нартай : «А знаешь Саша какой самый сложный трюк ? Это получить деньги за выполненную работу.» Переводчик переводит, режиссер заходится смехом. Мы готовы ко второму дублю, я на исходной, ребята под куполом цирка, звучит команда, срабатывает пиропатрон я получаю по пяткам двойной удар и лечу головой в купол. В голове мелькает мысль «Главное не выставить руки» хорошо, что цирк не стационарный, а передвижной и купол брезентовый встречаюсь с ним головой, под аплодисменты французов меня опускают на манеж. Пока снимают сцены с актерами мы переходим на улицу чтобы готовить мою встречу со стогом сеном и слоном ….
Для моего свидания со слоном подогнали скайлифт. Задача была с вершины купола цирка маятником на тросике лететь в сторону слона, где в нижней точке ребята отпускают трос, и я перехожу в режим свободного падения до встречи со стогом сена. Выставили скайлифт передвинули трактором поддон, на котором жил слон. Перед ним из кип сена сложили стог высотой два метра который является приемной подушкой. Пока внутри цирка снимали сцены с актерами мы провели пару репетиций. Высота, с которой мне нужно было вылетать была четырнадцать метров длина пролета маятником двадцать восемь метров и ещё два метра свободного падения. У нас было всё готово мы ждали, когда солнце окажется в точке, которая нужна была оператору. Нартай с Валерой пили кофе с коньяком, и вспоминали картины, на которых работали, шеф слега нервничал и следил за движением солнца. И вот все перебазировались на улицу, выставили камеры, я поднялся на купол цирка, скайлифт поднял стрелу и ребята натянули трос, все ждали команды. «Caméra. Moteur» звучит команда на французском, переводчик дублирует ее на русском. Я выстегиваю страховку и отправляюсь в полёт, в нижней точке маятника ребята отпускают страховку, два метра и я оказываюсь в стоге сена. Звучат аплодисменты французов, к шефу подходит режиссер и просит ещё дубль. Мы выставляемся по исходным точкам, я в куполе цирка, слон на своем месте. Команда я полетел, но что-то пошло не так видимо на тросике был залом, и я не долетел до стога сена. Когда понял, что не попадаю на приёмную подушку начинаю готовиться к встрече с асфальтом. Как мне удалось сгруппироваться и перекатиться через плечо чтобы смягчить падение не понимаю сам до сих пор видел только и слышал, как бежали французы с возгласами: «Docteur. Bandage». Пришлось их успокоить и объяснить, что с каскадером всё в порядке обошлось без ушибов и даже царапин. Дубль был сорван, мы заменили тросик и стали готовить третью попытку. И вот все снова на исходных, нужно было работать быстро пока не ушло солнце. Звучит команда, отпускаю страховку, полёт маятником, ребята отпускают трос, свободное падение, но при замене тросика мы видимо ошиблись в длине на пару сантиметров, я прилетаю не в центр приемной подушки, а в самый край и торможусь об слона. На мое счастье, он даже не заметил моего приземления и спокойно продолжал жевать сено. На этот раз вместо тревожных возгласов от французов раздаются аплодисменты, нашу ошибку никто не заметил, режиссер подумал, что так и было задумано. Съёмочный день окончен, шеф и Валера едут в гостиницу, а мы с Нартаем в гости к Андрею Ростоцкому, у нас впереди два выходных дня, а потом по плану сцена, где Сергей Юрский будет сбивать меня грузовиком ….
Продолжение следует
А.Переверзев