Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. «Удачи вам господа», «Конь белый», «Ключ» и многое другое.

Помимо глобальных работ на как на фильмах «Аляска Кид», «Железный занавес», «Ермак» и другие мы работали на фильмах, где у нас был один, два съёмочных дня. Были фильмы, где мы просто страховали актеров или изготавливали приспособления для операторов, были фильмы, где работали другие трюковые бригады и нас приглашали на один трюк. Так было на фильмах «Третий дубль» «Удачи вам господа» «Конь белый», «Ключ», «Над тёмной водой», «Окно в Париж», «Странные мужчины Екатерины Семёновой» и другие ….
Работа на фильме «Удачи вам господа» запомнилась скорей не самой трюковой работой, а событиями, происходившими вокруг фильма. Режиссером фильма был прекрасный человек Владимир Владимирович Бортко, с которым мне уже довелось работать на фильме «Афганский излом». Был май 1992 года ситуация вокруг съёмок фильма «Удачи вам господа» разворачивалась как в детективе: актеры Семён Фурман и Семён Фарада уехавшие в Ташкент на съёмки фильма «В Багдаде всё спокойно » не могли вылететь в Санкт-Петербург. Дирекция в Ташкенте убеждала что из-за беспорядков, которые происходят у них в городе билеты купить невозможно. С учётом что действия разворачивались уже после распада СССР Узбекистан уже был не республикой, а независимым государством, было решено отправить человека, который сможет вывезти актеров из Ташкента. В выборе который пал на меня сыграло сразу несколько факторов: Владимир Бортко помнил мой вклад в эвакуацию съёмочной группы и оборудования из Душанбе в феврале 90 года и у меня остались связи в ТуркВО, второй фактор это то что мой подчинённый по срочной службе Петр Синицын на момент событий был командиром отряда ОМОН в Ташкенте, третий это то что моя мама трудилась на фильме в качестве второго режиссера . Было разработано несколько путей эвакуации актеров. Первый и самый простой купить билеты из брони на самолёт и более сложный на машине из Ташкента в Душанбе и далее военным бортом в Санкт-Петербург. Но как говорится обошлось без клизмы. По прибытию в Ташкент меня встретил Петя на УАЗике с охраной как положено. В городе никаких беспорядков я не увидел разве что военизированные патрули у зданий, где располагались госучреждения, а самое главное пока я летел в Ташкент в Душанбе начался очередной виток гражданской войны и вариант два стал очень опасен. По прилёту благодаря связям Пети мне удалось достать билеты из брони, наш рейс на Санкт-Петербург был через три дня, более всего мы боялись, что в Ташкенте в связи с обострением ситуации у соседей беспорядки могут вспыхнуть с новой силой, учитывался фактор напряжённости в Ферганской долине и то, что Узбекистан в постсоветские годы вел непрерывную борьбу с исламистским подпольем. В 1992 году экстремистские группировки, проигравшие президентские выборы, спровоцировали студенческие волнения в Ташкенте.
За трое суток ожидания нашего рейса на Санкт-Петербург Петя организовал мне экскурсии по самым уникальным достопримечательностям Узбекистана. И вот наш самолёт приземляется в Санкт-Петербурге через сутки у меня и Семёна Фурмана съёмка в ДК «Маяк». На кинокартине «Удачи вам господа» трудилась бригада Владимира Севостьянихина. Их команда прекрасно выполнила все трюки, как, впрочем, они это делали и на других фильмах, в частности, на «Афганском изломе» где я внимательно наблюдал за их работой и перенимал опыт. А сейчас они пригласили меня на один съёмочный день, моя задача была проехать по зрительному залу на мотоцикле впрыгнуть на сцену и доснять несколько проездов по городу. В принципе в прыжке на мотоцикле ничего не обычного если не считать, что прожектора светили в лицо и расстояние от края сцены до стены было 12 метров и на этом пространстве после прыжка необходимо было развернуть мотоцикл в чтобы в итоге оказаться лицом к зрителям, была ещё одна маленькая проблема руль мотоцикла по ширине был на десять сантиметров уже чем проход между креслами. Если бы во время моего разгона кто-то из любопытства сунул голову в проход всё могло закончиться плачевно. И вот началась подготовка к трюку, готовим пандус для прыжка проверяем мотоцикл и тут начинаются качели с помощником режиссера, который требовал, чтобы я сбрил усы, ведь дублировать предстояло героиню, все мои отговорки что под шлемом «колокол» лица не видно не имели успеха, слава богу что за меня вступился оператор Владимир Ковзель и убедил помощника что я прав. И вот всё готово выставлены две камеры рассажена массовка, режиссерская группа раздает последние инструкции звучит команда «Мотор». Разгоняюсь по залу, прыжок приземление до стены запас метра четыре разворачиваюсь на месте, первый дубль снят. Сразу готовим второй дубль, принимаю решение разогнаться сильнее чтобы прыжок был выше. Поехали разгон, прыжок, приземление вписываюсь нормально до стены остаётся два метра разворот, кадр снят. Пока снимают сцену с актрисой успеваю пообщаться с Караченцовым вспомнить нашу поездку в Палангу …. Когда заканчивают снимать сцены с актерами выезжаем в город чтобы снять проезды на мотоцикле, но тут тоже не обходится без проблем по сценарию события происходят зимой, а на дворе месяц май. Проблему снега на асфальте решили легко, а вот проблему одежды людей решить не смогли поэтому кадры проезда по городу на мотоцикле в фильм не вошли ….
Предстояла работа на телефильме «Третий дубль» режиссер Лев Израилевич Цуцульковский и одновременно с этим шла подготовка к экспедиции в Барнаул со своими конями на съёмки фильма » Ермак» и подготовка снаряжения и оборудования для съёмок фильма «Задок и счастье.» Съёмки «Третьего дубля» проходил довольно скучно наша задача была страховать актеров, ставить им драки, правда нашему шефу и Вадику Малышеву доверили играть роли бандитов. От этой рутины спас меня один приятель капитан военной разведки он сделал мне предложение, от которого я не смог отказаться, такие предложения за годы нашего знакомства он мне делал дважды. Предложение заключалось в следующем: в составе группы из пяти человек выехать в Приднестровье, где произошло обострение конфликта, так 11 июня 1992 года оказался в Бендерах, где пробыл до конца месяца, но это совсем другая история. Когда я вернулся в Санкт-Петербург продолжил готовить лошадей к съемкам фильма «Ермак», мы обучали их делать завалы, вставать на свечку, не бояться выстрелов и огня. В это время во всю шли съемки фильма «Конь белый» куда меня пригласил постановщик трюков Евгений Змачинский на один съёмочный день, они снимали сцену расстрела царской семьи и мне нужно было дублировать одного из актеров из свиты царя. Съемки проходили в Сосновой поляне, где в павильоне был построен подвал дома Ипатьева. Из-за большого количества пиротехнических изделий и ограниченности всех актеров было решено заменить дублерами. Для того что бы мне дублировать повара царской семьи Харитонова гримеры потратили пол дня и огромное количество химии так как мои волосы не хотели высветятся, с горем пополам они добились успеха в итоге пару месяцев мне пришлось ходить рыжим, народ надо мной прикалывался: «Рыжий, рыжий конопатый …» и далее по тексту, около месяца я терпел эти шутки потом побрился налысо. Несколько часов пиротехники готовили объект заряжая пулевые посадки на дублёров и стены помещения было потрачено более 100 пулевых посадок и сотня холостых выстрелов, потом чекисты добивали штыками.
Продолжение следует…
А.Переверзев