Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. Железный занавес.

За время работы в кино пришлось столкнуться с разными режиссерами , с разным подходом как необходимо снимать трюки , одни из них воспринимали трюки как что-то обыденное и снимали их по ходу дела , можно было целый день просидеть на съёмочной площадке , а когда оставалось 15 минут до окончания смены , раздавался крик : «А теперь быстренько снимаем трюк» , как правило даже самые сложные трюки после монтажа выглядели блёкло , поскольку снимали их одним планом , одной камерой , без укрупнений и перебивок . И были мэтры кино, которые понимали, что исполнение трюков является неотъемлемой частью искусства кинематографии. Мне повезло работать с такими режиссерами, которые отводили целый день на съёмку трюков и батальных сцен. В рамках этого особенно приятно было работать на фильме «Ермак» режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, и конечно «Железный занавес» режиссер Савва Кулиш ….
Говоря про съёмки фильма «Железный занавес» особенно часто в памяти, всплывают три эпизода, первый из них связан с командировкой в Одессу и потоплением корабля, второй со сценой «похороны Сталина» и третий «переворот мотоцикла» на Патриарших прудах … Был август 1992 года страны СССР уже не существует есть СНГ я, Вадик Малышев и Мишка Шлям летим в город-герой Одессу. Нам предстоит участие в съёмках грандиозной сцены потопления корабля, это такое счастье поработать на корабле, на котором снимали классику советского кино, сбывается моя мечта детства попасть на корабль, где снимали «Корону Российской империи», опять же на халяву слетать на Чёрное море, искупаться в нем ночью, а если повезёт может ещё за это нам заплатят денег. Для работы над этой сценой наши поставщик трюков Александр Самойлович Массарский собрал команду человек двадцать каскадеров это была наша бригада, бригада Массарского, конечно же Миша Юсип. Могу сказать сразу Миша был настолько везунчик что даже в титрах фильма его фамилию написали с ошибкой, а самое главное для этой сцены позвали молодых девчонок из трюковой школы «Аква-трюк». Надо учесть, что в Одессе я был последний раз десять лет назад интересно как поменялся город, не изменился ли вид на Дюка с люка ….
И вот мы прилетели в Одессу, первым делом на привоз за десять лет атмосфера не поменялась, изменилось лишь то, что в ходу появились купоны и, если раньше женщина, продававшая рыбу, продавала лишь рыбу, а теперь у неё на прилавке рядом с рыбой купальники, плавки, очки и все что необходимо для отдыха на пляже. И после того, как она взвешивает рыбу, не вытирая рук она, расплываясь в улыбке на характерном одесском говоре предлагает вам примерить плавки …
И вот мы размещаемся в гостинице, седьмой этаж, гостиничный номер — это блок из двух комнат и совмещённого санузла, каждая комната на двух человек, Шлям и Малышев разместились в одной комнате, я занял место в другой, и вот оно счастье ко мне вторым человек поселяют Юсипа. На все мои возражения шеф ответил резко: «Ты Саша из всех наших наиболее терпимый». Я был счастлив такой формулировке, но ладно мы приехали работать, завтра съёмочный день, а сегодня проверяем снаряжение, раскладываем гидрокостюмы, проверяем само сбросы и прочий хлам, который может нам пригодится. Первый съёмочный день солнечная погода, ничего особенного проезды на пролётке по городу, потом одеваемся в форму моряков изображая оцепенение при погрузке на корабль, наша задача сдерживать толпу, массовка вошла в раж, давит и толкается реально как будто в магазин привезли дефицитный товар, в общем обошлось без жертв, не считая от топтаных ног. На следующий день у нас началась подготовка корабля, для этого необходимо было на части верхней палубы построить, фальшь-палубу под наклоном 30 градусов, которая должна была имитировать накренившийся корабль и по которой мы должны были катиться и сыпаться за борт как горох. Надо сказать, что в этот день в Одессе было штормовое предупреждение, шкальный ветер периодически шёл дождь. Мы прибыли на корабль он стоял метрах в десяти от пирса, нашей первоочередной задачей было занести на борт корабля строй материалы, фанеру, бруски, брезент … Миссия была выполнима, но не без проблем, бруски были шестиметровые, а листы фанеры были полтора метра на полтора, и всё это хозяйство нам необходимо было занести по узкому трапу и поднять на третью палубу корабля. Сильные порывы ветра сильно осложняли поставленную перед нами задачу. Особенно сложно приходилось Мишке Шляму и Коле Остапову вес которых был в районе 50 кг и рост порядка 160 см что позволяло им легко дублировать детей, но мешало им в данном случае. Во-первых, размаха их рук хватало на то, чтобы зацепиться за края фанеры кончиками пальцев, а порыв ветра сносил их как шкальный ветер сносит парашютиста. Короче говоря, была явная угроза потерять двух исполнителей трюков на стадии подготовки. В чём мы воочию убедиться через пару минут. Шлям с листом фанеры был уже в конце трапа на уровне третий палубы как сильный порыв ветра подхватил его и понес, если бы за ним не шел наш гигант и борец Валера пришлось бы Мишке купаться. Одной рукой удерживая свой лист фанеры Валера хладнокровно второй рукой успел поймать Шляма и вернуть его на трап. Теперь я точно знал, что значит выражение: «В пролёте как фанера над Парижем.» В последствии оно преобразовалось: «В пролёте как Шлям над Одессой». После этого инцидента коллегиально было принято решение, что каскадеры чей вес меньше 60 кг освобождаются от транспортировки фанеры. Поскольку мой вес колебался от 58 до 61 килограмма, я во время перекура побежал искать весы, но разочарование мое было велико стрелка застыла на цифре 60. И поскольку мне не удалось увильнуть по уважительной причине от транспортировки фанеры пришлось нести свой крест до конца. Далее наша работа прошла почти без эксцессов не считая, что Юсип умудрился насажать себе заноз куда можно и куда нельзя, но об этом я узнал чуть позже. А сейчас уже темнело и мы заканчивали сколачивать фальшь-палубу, дождь стих, порывы ветра прекратились, красное солнце заказывалось за горизонт. Малышев, Шлям и я по пути в гостиницу зашли в кафе, посидели попили кофе и не торопясь прогуливаясь по вечерней прекрасной Одессе пошли к себе в номера. Зайдя в свой номер, я увидел такую картину Юсип сидя в кресле в одних плавках и крутился как уж на сковородке, его просьба на некоторое время вызывала у меня ступор: «Я в пятую точку заноз себе насажал, помоги мне их вынуть». После нескольких секунд раздумий я ему ответил: «Знаешь Миша, это слишком интимное место, если я это сделаю, то могу быть неправильно понят нашими парнями, иди лучше попроси об этой услуге у девочек». Честно говоря, даже зная Юсипа я никак не ожидал от него такой реакции, схватив свои джинсы и со словами «Ты прав» он побежал в номер к девчонкам. Чем закончилась эта эпопея я не в курсе, но Юсип вернулся минут через пятнадцать и до утра со мной не разговаривал. Я пошёл в комнату Вадика и Мишки, нам надо было обсудить наши трюки, которые нам предстояло исполнять в Анапе, мы рисовали схемы и обсуждали предстоящую работу до часа ночи. Я вернулся в свою комнату, где мерно похрапывал Юсип, радовало одно что съёмка нам предстояла ночная, днём съёмочная группа работала над сценами с актерами. Утренний рассвет пробивался через занавески гостиничного номера, я проснулся оглядел номер, Юсипа уже не было зашёл в комнату к Вадику и Мишке ребята ещё спали. Разобрав свою помойку, достав зубную пасту и щетку лениво пошёл в санузел. Вдруг в дверь начали ломиться: «Кому что надо?» лениво спросил я. За дверью раздался голос Юсипа: «Пусти меня в туалет». Я за несколько лет общения с ним, конечно, привык к его выходкам, но такой наглости не ожидал. «Миша я вообще то умываюсь и зубы чищу». Логика Юсипа меня добила, я понял, что день уже не пропал зря: «Мне только пописать.» Слов у меня не было, отправлять к девочкам было бесполезно не тот случай не пойдет. Я спокойно почистил зубы и открыл дверь чтобы выйти из санузла, чуть не сбив меня с ног с выпученными глазами в санузел влетел Юсип. В приподнятом настроение я разбудил Вадика и Мишку, мы пошли завтракать к гостиничное кафе, после завтрака мы поехали прогуляться по центру города, посмотреть на Дюка с люка. Погуляв по Одессе убедившись, что люк на месте и у Дюка тоже все на месте мы вернулись в гостиницу на обед и собирать вещи для выезда на съёмочную площадку. За нами пришёл автобус и загрузив весь свой трюковой скарб мы выдвинулись к кораблю. Массарский собрал всех нас у трапа и показывая раскадровку и схемы ставил задачи, каждому лично на каждый кадр. Далее он провел инструктаж по технике безопасности и дал рекомендации, они были просты: «Не одевать на себя, вещи которыми можно зацепиться, перелезая через леера, не брать с собой ничего кроме вещмешков, на ноги одевать ботинки на шнуровке и не в коем случае сапоги «. Мы с ребята договорились кто с какой палубы прыгает, кто как падает и с каким интервалом, кто кого страхует. На мой взгляд самый сложный трюк был у ребят и девчонок, которые падали из шлюпки, я им в душе завидовал, прыгнуть с третьей палубы не новость, а обрыв шлюпки мы ещё ни разу не исполняли. Стемнело мы пошли к костюмерам переодеться. Дойдя до автобуса, мы увидели Юсипа который одев на себя форму офицера красной армии, всё по уставу гимнастёрка, галифе, сапоги, портупея с чемоданом в руках клеился к девчонкам из массовки, девчонки были все как на подбор ноги от ушей, как выяснилось позже все они были из местного варьете И вот нас приглашают на съёмочную площадку , первый кадр простейший , кто-то стреляет из пулемета по самолёту , кто-то бежит спотыкается падает , я Вадик и Мишка катаемся по фальшь-палубе среди имитаторов взрывов . Два дубля и кадр снят, переходим к более сложным упражнениям, я Вадик, Мишка, Валера и сын Массарского расположились на третей палубе, пять человек во главе с Юсипом на второй, пятеро должны по команде мотор залезть шлюпку, которая должна оборваться и пятеро на первой палубе, они в роли страхующих и прыгают в воду последними. По команде мотор, мы начинаем работать, мы с Вадиком пошли парой разница в том, что он солдатиком, а я головой вниз, при входе в воду я понял свою ошибку, пытаясь изобразить хороший прыжок, я совершенно забыл про наших друзей, про медуз, получив лёгкий шлепок по щекам я отплыл под водой метров на десять от точки входа в воду чтобы не мешать остальным выполнять свою работу. Вынырнул из воды я наблюдал как прыгают остальные, обрыв лодки произвел на меня грандиозное впечатление, ребята ссыпались из шлюпки как горох из раскрытого стручка. Осталось дождаться прыжка двух человек и кадр снят, но вышло это не так быстро, как мы предлагали, в последней паре прыгал Юсип. Вот они с напарником перелезают через леера, красавец офицер с чемоданом и матрос, толчок и напарник Юсипа входит в воду, а вся гавань слышит глухой удар и видит, как офицер, зацепившись портупеей за леера с чемоданом в руке входит в борт лбом, Юсип болтается как сосиска, подвешенная за портупею пытаясь одной рукой отцепиться другой мужественно сжимая чемодан. Терпение Александра Самойловича лопнуло, и он крикнул на всю съёмочную площадку: «Миша да брось ты уже чемодан». И Юсип четко выполнил указание, но по-своему он бросил чемодан не на палубу, а в воду, чуть-чуть не попав в голову Коле Остапову. Дальше он подтянулся на двух руках освободился из ловушки и широко расставив ноги отделился от корабля. Но мудрая истина не зря гласит: «Земля имеет форму чемодана», при входе в воду Юсип ощутил эту истину на своей пятой точке в полном объеме, а съёмочная площадка услышала страшный хруст ломающегося реквизита …. Все каскадеры, которые были на страховке, ломанулись к нему, первая мысль была что Юсип сейчас выплюнет копчик через рот, но нет спокойно в окружении страхующих доплыл до борта корабля и вылез на палубу. На первый взгляд кроме разбитого лба и обломков чемодана на воде ничего не напоминало о происшествии, второй взгляд наступит чуть позже … А сейчас Александр Самойлович гнал нас на второй дубль, мы отправились на исходные точки, единственное что изменил наш шеф он отстранил Юсипа от прыжка и дал ему индивидуальное задание, медленно и не торопясь спускаться по верёвочной лестнице. Команда «Мотор», и мы пошли, на сей раз все обошлось без эксцессов, единственное что Вадик, переваливаясь через леера повис на руках на несколько секунд и судорожно начал сучить ногами пародируя Юсипа, чем вызвал дикий смех со стороны съёмочной группы. На этом сцена была снята. Мы пошли переодеваться в автобус, и тут случился второй взгляд, у обезьян есть вид приматов из семейства мартышкиных, мандрилы — это обезьяны с синей попой, и если бы у них в данный момент проводился конкурс красоты, то фаворит этого конкурса сейчас находился среди нас. Когда мы вышли из автобуса нас уже ждали девчонки из варьете, которых Юсип пригласил в ресторан, сославшись на усталость он попытался отказаться от своего приглашения, пришлось нам с Вадиком спасать ситуацию. Мы готовы были пожертвовать своим здоровьем ради спасения чести каскадеров … Мы взяли четырех девчонок поймали два такси и поехали в ресторан. К шести утра мы вернулись в гостиницу, спать совершенно не хотелось, мы решили подшутить над девчонками из команды «Аква-трюк» которые жили на нашем седьмом этаже, через два номера от нас. Мы долго пытались придумать что-то экстравагантное, но ничего не шло в голову, благо что мы в это же время работали на фильме детских ужасов «Не влезай убьёт» я просто одел гидрокостюм, если кто не знает в то время они были синего цвета, намазал лицо синим гримом и по карнизу добрался до окна девчонок. Я тихонько постучал в окно, через некоторое время оно открылось, появилось очень заспанное лицо. От вопроса, который последовал я чуть не рухнул с карниза вниз: «Что, что-то не досняли, собираться на выезд?» Я опешил и ничего умнее чем спросить: «Который час.» я не сумел и обиженно пошёл по карнизу к нашему окну, Вадик заливался от смеха. Я расстроенный пошёл спать. С утра самолёты, поезда, пароходы начали вывозить каскадеров в разные стороны, кого в Москву, кого в Санкт-Петербург, кого в Анапу. Съёмки на фильме «Железный занавес» продолжаться в октябре в Москве.
Продолжение следует…
А.Переверзев