Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. «Не влезай убьет «или «Красная рука, черная простыня, зелёные пальцы.» ….

Прошли нелегкие выходные, точнее сказать два дня совершенно разные по наполнению, если про первый день вспоминать было стыдно, то при воспоминании о втором дне возвращаются фантомные боли в области затылка, голова трещала целый день и только к вечеру они исчезли, видимо организм понял, что завтра предстоит сложная работа. И вот мы на съёмочной площадке, суть сцены такова «гроб» на колесиках уходит от погони перескакивает под шлагбаум на железнодорожном переезде милицейский «запорожец» сбивает один шлагбаум и глохнет на путях. В эпизоде принимают участие «гроб» на колесиках, два милицейских «запорожца» один основной другой дублёр, который обречён пасть смертью храбрых под натиском паровоза, три каскадера — это ваш покорный слуга, Вадим Малышев и Мишка Шлям, который отработав в Питере прилетел первым самолётом и естественно наш незаменимый постановщик трюков Дмитрий Лазаревич. Честно говоря, мы с Вадимом сильно огорчились, когда узнали, что Миша Юсип прибыть не сможет, для нас это была просто катастрофа, это означало что съёмка пройдет скучно и буднично. А самое главное мне придётся работать за двоих: сначала быть пилотом «гроба», потом быстро переодеться и сесть за руль «запорожца», в тот момент, когда на него будет налетать разъярённый паровоз. Так как костюм главного героя на Вадика не налезал по ширине, Мише он велик по росту, да и в этой сцене у него было другое амплуа, его как это уже было заведено в нашей бригаде ждал костюм пионервожатой. И так свет установлен камера выставлена, все на исходной. Сцена первая я в «гробике» ухожу от погони, перескакиваю через переезд, «запорожец», снося шлагбаум останавливается в нужной точке, «всем спасибо кадр снят», снят с первого дубля с трёх камер. Дальше в салон садятся актёры, Ливанов судорожно пытается завести заглохшую машину пионервожатая, изображая страх что-то ему кричит, паровоз катается взад, вперёд пока актёры исполняют свои роли, через час мучений режиссер радостно сообщает что кадр снят. Это очень хорошо, а то мы уже соскучились по работе сидя на травке. Мы загоняем «запорожец», подлежащий утилизации на исходную точку, Вадик снимает все ребра жесткости, проверяет точно ли задница машины поедет на поезде, а мы на передке с Мишкой рванем вперёд, снося второй шлагбаум. Напоследок Вадик, провожая «запорожец» в последний путь повязывает на антенну тонкую черную ленточку которую он сделал из своего галстука-поводка. Из гримёрки слышны крики Шлама: «Борода святое брить не дам, в кадре не видно, борода стоит минимум 100 баксов !!!» Отстояв в очередной раз своё святое и в очередной раз не заработав 100 баксов Мишка с грустным видом плетётся на исходную точку. И так мы с Мишкой садимся в салон милицейского «запорожца», наша задача дождаться, когда паровоз ударит в заднее левое крыло резко нажать на газ снести шлагбаум и остановиться в 30 метрах от переезда около камеры и открыв двери бежать в разные стороны, как вы понимаете второго дубля, быть не может. Оператор выставляет свет, камеры, гримёры поправляют нам парики, смотрю на Мишку и не могу сдержать смех, опять блондинка с густой и чёрной как смоль борода. Дмитрий Лазаревич даёт последнее указание: «Если задница не оторвётся и вас потащит паровоз главное сидите и не дергайтесь, скорость у него небольшая не более 10 км в час, я по рации его сразу остановлю». Я пытаюсь шутить: «А рация на лампах или транзисторах». Получаю достойный ответ: «Для тупых повторяю, рация на бронепоезде. Саша давай серьезнее». Вадик ходит и нервно курит, в этом кадре он на страховке, работая на трюках я заметил, что тот, кто на страховке переживает больше, чем тот, кто на исполнении. Я завожу двигатель, паровоз отгоняют на исходную метро на сто от переезда. Остаются секунды до команды мотор, оглядываю поляну, всё на месте, пожарные с брандспойтом, доктор с чемоданчиком, Дмитрий Лазаревич с рацией, Вадик как маятник ходит и курит, напоследок тыкая пальцем в пожарного: «Не вздумай гореть, это тебе не Юсип с ведром, мало не покажется». Миша в салоне переминается с ноги на ногу, пытаюсь его отвлечь: «Скажи мне мой частично образованный друг, окончивший три курса Политеха, расстояние 100 метров, скорость 10 км в час, через сколько секунд мы получим удар в жопу?» По инерции Миша начинает рассуждать: «Это не корректно, мы не знаем через сколько метров он от момента старта достигнет скорости 10 км в час и поэтому …» Довести своё умозаключения до конца у него не получается, его монолог прерывается командой «мотор». Я смотрю на приближающийся паровоз, ощущаю как под париком вспотела голова, ладонь руки лежащий на руле тоже вспотела, поезд медленно приближается. Вадик выбросил окурок, Дмитрий Лазаревич поднёс рацию к губам, я погладил торпеду «запорожца» и положил руку на кулису, привычку гладить торпеду перед трюком я перенял у героя фильма «Наградить (посмертно)» …Что я ощутил раньше удар или скрежет металла точно сказать не могу, резко нажимаю газ и бросаю сцепление сносим шлагбаум, теперь главное остановиться в нужной точке, открыть дверь и бежать из кадра, бегу до команды «Стоп, снято.» Присаживаюсь на траву, ноги идти не хотят, снимаю парик с головы, вижу, как возвращается Мишка, бежавший в другую сторону. Голос Дмитрия Лазаревича разрезает тишину: «Каскадеры целы?» Мы с Мишей синхронно поднимаем правые руки вверх, это значит всё ок. Ко мне подходит Вадик достает две сигареты, мы молча закуриваем, подходит Мишка. На площадке выставляют свет, готовятся снимать сцены с актерами слышен крик костюмеров: «Каскадеры верните костюмы, нам актеров одеть нужно». Встаём с травы плетёмся к автобусу с костюмерами, по дороге встречаем второго оператора «Старею наверное, памперсы покупать пора, со стороны страшно смотрелось». Дмитрий Лазаревич в своем репертуаре объясняет режиссеру какие крупные планы необходимо доснять для перебивки. Появляется помощник режиссера: «Каскадеры на сегодня свободны, чай кофе будете?» Я пытаюсь хохмить: «А где мои сто грамм за сбитый?» Помреж, прикладывая палец к губам протягивает флягу, я смотрю на Вадика, он отрицательно мотает головой: «Спасибо, я пас у меня ещё руки не зажили.» Я возвращаю флягу, мы начинаем собираться в дом отдыха. Съёмочная группа будет работать до рассвета, а наш рабочий день на сегодня окончен. После того как мы помогли «запорожцу» доблестно погибнуть под паровозом у нас осталось не так много работы, нужно было потопить и взорвать пароход. Мы начали готовить снаряжение, ждали, когда нам пароходство выделит судно для совершения данного акта вандализма, а также мы ждали, когда приедет гуру советского трюкового кино Александр Самойлович Массарский. К этому времени мне уже неоднократно посчастливилось работать с мастером. Мишку и Вадика наш шеф отправил в Питер, там их ждала работа на фильме «Над тёмной водой». А я вместе с декораторами и подсобными рабочими целыми днями занимался подготовкой объекта. Суть эпизода была такова в погоне за «гробом» на колесиках который умеет не только ездить, но ещё и плавать главный герой попадает на пароход, гоняется по кораблю за гробом пока судно не начинает тонуть. Как обычно во всех страшилках все двери блокируются, но в последний момент герой выбирается из западни и пароход взрывается …. Моя задача была дублировать героя начиная с того момента, когда корабль начнёт наполняться водой. Скажу честно погода к этому времени сильно испортилась, сильно похолодало, шли дожди. Единственная хорошая новость, которую сообщил мне шеф — это то, что к нам на подмогу приезжает Миша Юсип. До приезда Массарского и главного «помощника», мы успели соорудить два герметичных отсека в которых я должен был тонуть, оставалось только провести техническое испытание, ну это без «помощника» никак осуществить не мог …. И вот оно счастье прибыл мой спаситель. Мы едем на пароход, с первым помещением всё по сцене оно заполняется водой, я ныряю долго вожусь с дверью, помещение полностью затоплено, открываю дверь и перехожу в другое помещение, трудностей не возникает. Со вторым кадром возникли небольшие проблемы. Сложности заключались в следующем- напротив двери, из которой мы должны выплыть с крышкой гроба на палубе были леера все это действо происходит на третьей палубе и в итоге мы с крышкой должны оказаться в открытом море причём у моего оппонента должна быть фора метров пять. Кто изучал физику знает, что дерево легче воды соответственно при затоплении помещения полностью крышка оказывалась под потолком, а от верхнего края дверного проема было сантиметров 80. Сложность была в том, что в помещении кроме меня, крышки гроба и оператора не должно быть больше никого. Моей массы тела не хватало чтобы притопить крышку, а ещё мне не хватало двух рук для того, чтобы выполнить все поставленные задачи. Ситуацию попытался спасти Юсип: «Давай я открою дверь снаружи, для того чтобы у тебя две руки были свободны.» К сожалению, рядом со мной не было Мишки Шляма, а моих знаний физики не хватило чтобы отговорить Юсипа от этой безумной идеи. И так мы заполнили помещение водой, мне даже двумя руками не удалось … Снаружи раздается голос Юсипа: «Открываю». Далее поток воды выносит меня в море, а крышка остаётся в помещении причём пролетая между леерами, за спиной слышу громкий мат …. В принципе произошло то, что должно было произойти, после того как Юсип открыл помещение поток, вырывающийся воды посредством двери, прижал Мишу к палубной надстройке. Для себя я сделал вывод: моих знаний физики было достаточно, не достаточно их было у моего оппонента. Ситуацию спас Александр Самойлович он придумал систему с само сбросом которая удерживала крышку на нужном уровне и при открытии двери она вылетала на первом гребне. Мы несколько раз опробовали вылет крышки без моего участия. И теперь настал момент синхронизации моих действий с действиями крышки гроба. Мы договорились что выходить из двери я должен, когда помещение освободиться на одну треть. Первая попытка принесла желаемый результат, мы решили, что репетиции на сегодня окончены, нужно было отдохнуть перед завтрашней съёмкой. Ночь спустилась на Анапу, а на палубе парохода кипит жизнь бегают гримеры, костюмеры, светлячки ставят приборы, актёры играют свои роли. Паша Терехов наш пиротехник минирует пароход, всё медленно катиться к финалу. И вот наступает время нашей работы, я в костюме главное героя бегаю по трюму, Александр Самойлович в гидрокостюме с камерой плавает по трюму снимая мои попытки выбраться из ловушки, трюм полностью заполнился водой, мне удаётся открыть дверь, и я переплываю в другое помещение, кадр снят …. Переходим на третью палубу, к завершающему кадру. Фиксируем крышку гроба, крепим акваланг для меня на всякий случай, в дальнем углу помещения крепим Александра Самойловича с камерой в гидрокостюме с аквалангом. Мишу Юсипа шеф поручает самую ответственную, держать брандспойт и наполнять помещение водой. На палубе установлены ещё две камеры, всё готово я даю сигнал что помещение полностью затоплено водой. Звучит команда: «Камера, мотор, каскадеры работают по готовности!» Я открываю дверь срабатывает само сброс, крышка гроба вырывается на открытый простор через секунду я бросаюсь за ней, проскакиваю между леерами и в полёте понимаю нужно закрывать лицо руками иначе быть беде. Как это уже было не раз на ночных съёмках на море на свет прожекторов собралась большая компания медуз, а встречаться с ними лицом к лицу у меня нет особого желания, закрыв лицо ощущаю лёгкое жжение по рукам, но как оказалось это не самая большая неприятность. Кому-то из медуз удалось проскочить мне за шиворот, догнав крышку гроба и оседлав её я начинаю снимать с себя куртку …. Подошла лодка, которая стояла на страховке, забрала меня вытащила крышку, направляемся к берегу смотреть последний фейерверк. На берегу суетиться представитель пароходства: «Вы только судно реально не утопите, а то я вас киношников знаю.» Вспышка взрыва, фонтаны на палубе, прощальный фейерверк …. Утром в доме отдыха суета, киношники сворачивают экспедицию, мы собрали своё оборудование, через пару часов самолёт унесёт нас в Питер, нас ждут другие картины «Железный занавес», «Ермак» …
Уезжая из Анапы, мы прощаемся со съёмочной группой ненадолго мы знаем, что через месяц на Мосфильме будут готовы павильоны, и мы продолжим чудить с гигантской мясорубкой, чёрной простыней и жёлтыми занавесками. Но не через месяц, не через три съёмки не продолжились. Картину закрыли из-за отсутствия финансирования. Мои попытки найти рабочий материал не дали никаких результатов. К сожалению, так было в кино, когда режиссеры при монтаже хоронили трюки, трюковые сцены, а было и такое, когда хоронили целые фильмы … Эволюция и рыночная экономика внесли свой вклад в уничтожение живого кино, компьютерная графика и спецэффекты в современном кино, главное то, что было присуще почти каждому фильму советского фильму, они убили в нём человечность и душу ……
Продолжение следует…
А.Переверзев.