Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. «Алиби для прокурора.»

В истории нашего кинематографа были фильмы, которые «клали на полку», были фильмы, на которых мы работали, но так никогда и не увидели в связи с тем, что они снимались зарубежными киностудиями и не попали на наши экраны, так было с фильмом «Задок и счастье», который снимали французские кинематографисты. В этом фильме снимались прекрасные советские актеры Сергей Юрский и Зиновий Герд. В этой кинокартине мне посчастливилось выполнить несколько уникальных трюков, один из них полет под купол цирка из пушки, в те годы ещё не была распространена компьютерная графика и все трюки исполнялись в живую, очень жалею, что до сих пор не смог достать копии этого фильма. Но воспоминания мои сегодня не о нём, а о тех фильмах съемки, которых были прекращены совсем. В моей трудовой деятельности таких, два фильма один из них «Не влезай убьет» по книге Эдуарда Успенского «Красная рука, черная простыня, зелёные пальцы.» Удивительные приключения, прекрасные актеры Анатолий Кузнецов, Георгий Штиль, Борис Ливанов (сын нашего всеми любимого Шерлока Холмса), гроб на колесиках, тонущий пароход, автомобиль, застрявший на переезде и конечно поезд, который его сносит и многое другое интересное ….
Но вспомнил я сегодня про съемки другого фильма, который не был до снят, от которого у меня осталось десять минут видео и несколько фотографий. Это фильм «Алиби для прокурора», съемки которого начались в июле 1991 года, когда страна СССР трещала по швам, когда плановая экономика постепенно выдавливалась рыночной, когда полки государственных магазинов были почти пусты, а в коммерческих можно было купить всё что угодно если конечно были деньги. Фильм про коррупцию и мафию про то, как из средней Азии после вывода войск из Афганистана в Ленинград хлынул поток наркотиков как военные чины и милиция входила в долю с бандитами и как один прокурор пытался донести эту информацию до генерального секретаря ЦК КПСС. Затеяла снимать этот фильм одна частная киностудия. Работа была очень интересная, огромное количество различных трюков, на воде, в воздухе, на мотоциклах и машинах …. Актерский состав был подобран из великолепных актёров Андрей Толубеев, Михаил Светин, Семен Фарада, Анатолий Кузнецов, Георгий Штиль и многие другие ….
И работа закипела, за время съёмок мне довелось искупаться почти во всех реках и каналах Ленинграда сколько раз я прыгал и падал с мостов в воду, честно говоря, сбился со счета это, не считая простых падений с катера, падений с горением и многого другого… Огромное удовольствие от работы, масса ярких воспоминаний. Незабываемые ощущения, когда плывёшь по Крюкову каналу, а через тебя пролетает катер, на наше счастье, реквизиторы работали идеально и накладок не было как это часто бывает в кино, катер был с водомётом, а не с винтом … Но ощущение летящего на тебя катера всё равно остаются незабываемые. Каждый из нас каскадеров хотел выполнить как можно больше трюков и было это не от желания заработать больше денег, а от того, что многое из того, что мы делали было уникально на тот момент
Но самые яркие воспоминания у меня остались от съёмок, связанных с пересадкой с машины на самолёт и с падением с самолёт в воду. Было ранее утро, когда мы приехали на аэродром ДОСААФа что расположен в Никольском, за рулём нашей машины был мой напарник практически по всем сложным трюкам Вадим Малышев, прекрасный раллист, джипер и технарь. Кто был за штурвалом самолёта, я узнал только через 27 лет … Мы с Вадимом сделали несколько пробных заездов по взлётной полосе аэродрома, если можно так назвать обыкновенное поле. Для выполнения трюка Вадику необходимо было ровно держать машину на поле с кочками на скорости 110-120 км в час, моя задача была куда проще вылезти на крышу машины и встегнуть карабин в ступеньку лестницы самолёта. Несколько наших попыток не дало положительных результатов , машину кидало , меня выкидывало с крыши я не мог отпустить одну руку не говоря уже про две … Спас ситуацию пилот самолёта , он подошёл к нашему постановщику трюков в своем потёртом комбинезоне : « На этом поле ничего у нас не получится , нужно переезжать на военный аэродром в Сиверскую» На резонный вопрос директора фильма: «Кто нас туда пустит ?» Последовал сухой ответ: «Сейчас решим вопрос.» Через минут десять он вернулся из диспетчерской и сообщил, что нам предоставляют взлётную полосу военного аэродрома на три часа, через час нам нужно быть всем на КПП воинской части. В этот момент я подумал, что мужик, наверное, классный механик, раз так легко решает вопросы с вояками …. И вот мы на взлетной полосе аэродрома, Вадик копается под капотом машины, я проверяю как закреплена дополнительная лестница к самолёту, пилот что-то регулирует в кабине, все дружно мы ждём, когда операторы закрепят и установят камеры, две на взлётной полосе, одну в кабине машины и одну в кабине самолёта. Пилот подходит к нам даёт Вадику наставления, как нужно подходить под самолёт и как ему держать машину: «Ну что ребята готовы?» Я с ехидством отвечаю: «Да дяденька, только ты меня не урони.» По ответу я понял весь позитив его настроения: «Не очкуй парень, ты только зацепись, а дальше я с тобой как с хрустальной вазой, нежно и бережно». Сильный боковой ветер осложнял нашу и так не простую задачу, несколько раз сдувало машину из-под самолёта, несколько раз чуть меня не сдуло с крыши машины, когда я получил крылом самолёта по голове, как говорится: «Были бы мозги, было бы сотрясение. Но славу богу всё обошлось, попытки с восьмой нам удалось это сделать. Но как я писал выше съемки фильма были прекращены. О причинах прекращения съёмок существует только догадки … Как я изложил происходящее: съёмки осуществляла одна из первых частных киностудий, в стране, где ещё было живо плановое хозяйство, кинопленку могли получать по госзакупкам только государственные киностудии, а фильм, на котором мы работали был частный, и дирекция вынуждена была скупать остатки кинопленки от государственных кинокартин. Но как известно в стране не без урода, и кто-то про эту ситуацию стуканул в ОБХСС, пока шла проверка и выяснили что плёнка не ворованная, пока вернули реквизит и съёмочную аппаратуру, спонсоры фильма разбежались. Причем не малый вклад внёс в этот процесс молодой, перспективный «честный» репортёр программы «600 секунд» Александр Глебович Невзоров, который в своей программе выпустил несколько репортажей, о расхитителях социалистической собственности. Шёл август 1991 году, до распада СССР оставалось каких-то 4 месяца …
Не зря люди говорят, что земля имеет форму шара. Было 26 июня 2018 года, мы собирались на очередной ежегодный автопробег, посвященный «Дню парашютиста» который предваряет празднования дня ВДВ, собирались у памятника Маргелову в Санкт-Петербурге. Краем глаза заметил знакомое лицо в светлом лётном комбинезоне. Подхожу интересуюсь: «Мужик, а не ты тот пилот самолёта в Сиверской на который я пересаживался с машины в 1991 году?» В ответ с улыбкой «Судя по всему ты тот раздолбай, который только с восьмого раза сумел сесть ко мне в самолёт.» Но в этот день это было не последнее удивление, которое я испытал. Чуть позже я увидел пилота в форме генерала авиации с полной грудью боевых наград. Оказалось, что незадолго до киносъёмок он вышел на пенсию и возглавил руководство аэродромом ДОССАФ в Никольском. Лишь через двадцать семь лет я узнал почему мы так легко попали на военный аэродром, почему нам оказали такие почести. Через двадцать семь лет я узнал, что за штурвалом самолёта сидел легендарный летчик, который воевал в Корее, Вьетнаме, в Африке и Афганистане. Но и это был не последний сюрприз на этот день: «Хочешь увидеть тот самый самолёт?»- спросил генерал. Я опешил, у меня отвалилась челюсть да так что чуть не отдавила мне ноги: «Конечно хочу, а он ещё жив?» Увидев моё удивление, он ответил с довольной улыбкой: «Он не только жив, он теперь памятник, стоит на въезде на аэродром в Никольском, памятник киносъёмкам» ……
И вот аэродром Никольское, справа от въезда стоит самолёт, тот самый из моей юности из августа 1991 года. Эх, где мои двадцать пять лет, сейчас повторить бы всё ещё разок ……
Продолжение следует…
А.Переверзев.