Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. «Гений», «Год хорошего ребёнка», «Арифметика убийства», «Дура», «Белые ночи» …

Работал в Исландии. Своих исландских воспитанников привозил в 1980 году на Олимпийские игры в Москву. Руководил каскадёрами киностудии «Ленфильм», был главным консультантом по спортивно-трюковым съёмкам.
И так мы вешаем в туалете Льва Борисова одеваю под рубашку верх от альпинистской обвязки на спине закрепляем карабин к нему тросик толщиной 1,5 миллиметра, проверяем длину веревки, она должна быть чуть больше длины тросика. Всё можно вешать, «Камера, мотор», прекрасно актер висит натурально, как дохлый …. Пока Лев Борисов висит обсуждаем с актером Юрием Кузнецовым прошедшие съёмки фильма «Гений.» Вот и закончился ещё один съёмочный день.
Готовимся с шефом в командировку в Палангу на съёмки фильма » Дура». В конце июля 91 года Латвия после январских событий в соседней Литве была не приятным местом для киносъёмок, во многих общественных местах уже не хотели говорить на русском, кое-где слышались знакомые призывы: «Русские, чемодан вокзал, Россия.» Я сравнил Латвию 82 года, когда я работал такелажником на фильме «Ослиная шкура» и сейчас 91 год. Что самое интересное в обоих фильмах мне довелось работать с Николаем Караченцовым. В 82 году это произошло совершенно случайно, по сценарию Караченцов играл разбойника Бурабо. В сцене он подходит к своей пещере, где хранится награбленное, у входа должны стоять два рыцаря. Для этой цели в местном музее взяли доспехи, но вот беда, в шестнадцатом веке рыцари были мелковаты в доспехи не помещались те, кто должен был сниматься в этом эпизоде. Выбор пал на двух такелажников 16 лет Олега и меня, скажу сразу что даже на нас доспехи застёгивались с трудом, дышать в них было очень сложно. Мы стойко выдержали целый съёмочный день, и за этот день мне заплатили не как такелажнику 2 рубля 50 копеек, а как актеру эпизоднику огромные деньги, 7 рублей 50 копеек. И вот конец июля 91 года, съёмки в Латвии и снова с Караченцовым. По сценарию у нас всего два рабочих дня. Постановка драки и проезды на машинах в принципе ничего сложного …. Мы сидим в пивном баре обсуждаем и рисуем раскадровку завтрашней драки, до нас пытается докопаться местная бритоголовая молодежь, конфликта удаётся избежать благодаря Караченцову. Он встаёт из-за стола и с улыбкой говорит: «Вы видели фильм «Человек с бульвара капуцинов»»? Те тупо кивают головами. Караченцов продолжает «Вот здесь за столом сидят три каскадера, и то, что там в кино на экране вам покажется раем если вы не оставите нас в покое. Вот она волшебная сила искусства в действии, молодежь, не сказав ни слова удаляется восвояси.
Николай Караченцов был из плеяды тех актеров, которые в своей работе старались всё делать сами без дублёров, он прекрасно фехтовал, держался в седле и в драках ему не было равных. Он был очень скоординирован и пластичен.
На съёмочной площадке всё идёт по плану в рабочем порядке без эксцессов … Через три дня мы покидаем Латвийскую ССР, которая 6 сентября 1991 года решением Государственного Совета СССР будет признана как независимое государство Латвия. После возвращения из Паланги мы начали готовить технику к съемкам фильма «Алиби для прокурора» а ночью мы работали у режиссера Леонида Квинихидзе на фильме «Белые ночи» …
По сценарию в фильме практически не было трюков, не считая одной драки, и скоростных проездов на машине ну и ещё один нюанс, актер, исполнявший роль Рыжего, не умел водить машину и на протяжении фильма я был его персональным дублёром. Честно говоря, работать на фильме не очень-то хотелось на то было две причины, первая это отсутствие серьезных трюков, вторая причина то, что на этом фильме моя мама трудилась вторым режиссером. Хотя мы уже много лет жили отдельно здесь я попадал под жёсткий контроль и ни о каких флиртах на съёмочной площадке не могло быть и речи. С режиссером фильма я был знаком со своего детства поскольку моя мама работала у него ассистентом режиссера «Миссия в Кабуле», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки». Потом режиссер уехал в Москву, где трудился на Мосфильме, а теперь снова вернулся в Ленинград. Ночные съёмки были довольно скучны, актерские сцены, периодически я одевал костюм Рыжего и садился за руль «восьмерки» для проездов. Единственный курьёзный случай произошел под «американскими мостами». Съёмка была ночная движения по набережной Обводного канала не было, поэтому оцепенение из ГАИ не выставляли и когда снимали эпизод, где двое каскадеров из «Белого лотоса» избивали у хлебовозки главного героя, на набережной остановился мусоровоз, из которого выскакивает шофер с монтировкой и бежит на помощь, еле успели его перехватить. …. Во все остальные дни обходилось без приключений, я не мог дождаться, когда закончится эта рутина и начнутся съёмки » Алиби для прокурора» и «Железного занавеса» ….
Продолжение следует
А.Переверзев