Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. «Гений», «Год хорошего ребёнка», «Арифметика убийства», «Дура», «Белые ночи» …

На следующий день мы выехали загород, где нам предстояло снимать сцены погони на воздушных шарах и пересадку. Шлям который должен дублировать ребёнка как обычно начал торг за бороду, в этот раз ему удалось заработать долгожданные деньги за то, что его побрили, пытались сделать ему эпиляцию, но этот фокус у них не прошёл. И так два шара стартуют одновременно, между ними натянута сорокаметровая верёвочная лестница, шары в воздухе. Пилотом на одном воздушном шаре преподаватель Академии гражданской авиации, стал воздухоплавателем и профессионально заявил о себе в октябре 1990 года, когда был совершен перелет из Англии в СССР человек, который первый в СССР получил права международного образца на управление воздушными шарами и дирижаблями, человек, который стоял у истоков создания Федерации Воздухоплавательного спорта России. Шары поднимаются на высоту пятьдесят метров, одна камера на земле другая в корзине одного из шаров, Шлям берется за лестницу встегивает страховку и отправляется в полёт из одной корзины к другому шару, после стабилизации лестницы Шлям выстегивает страховку и начинает подниматься по лестнице в корзину другого шара. «Стоп, всем спасибо кадр снят.»
На фильме «Гений» основной сценой, где мы работали был захват дачи, который мы осуществляли силами каскадеров из клуба «Белый лотос» и действующих бойцов подразделения «Альфа», которые предоставили сферы, бронежилеты и оружие. После того как мне в Душанбе приходилось бегать в шестнадцатикилограммовом бронежилете, этот мне казался пушинкой, правда сфера весом семь килограмм сыграла со мной дурную шутку, но обо всем по порядку. ….. Во дворе на даче где проходили съёмки, все внимательно слушали Иннокентия Смоктуновского который рассказывал про работу на фильме «Осада Венеции», если бы не необходимость снимать кино то я бы слушал этого человека целый день. Нам нужно было готовить перила балкона для падения Георгия Мартиросяна и двери зала для их выноса нами. Пока снимали в зале на втором этаже сцены с актерами мы репетировали как будем осуществлять штурм. Первый эпизод, который нам предстояло выполнить это в паре пробежать по крыше автобуса с нее впрыгнуть через забор во двор и открыть калитку другим бойцам. К сожалению, в фильм вошёл второй вариант, где с крыши автобуса прыгает один боец. Далее мы распределились по всему периметру забора и тут сфера подшутила надо мной, когда я перемахнул через забор не рассчитал, что она меня потянет в пике, головой вниз, как вывернулся я не знаю, но пришёл четко на ноги. На следующих репетициях и дублях я внёс поправку и более не позволял шутить надо мной. Пару дублей, пару прыжков и мы переходим во внутрь дома. Наша задача вынести двери, и быстро войти в комнату при этом так чтобы не зацепить актеров, которые сидят за столом, для этого мы ослабляем верхние петли у двери, а низ двери фиксируем для жесткости. Всё дальнейшее необходимо снимать без дублей …. А потом как в детстве игра в Слона, только я не запрыгиваю на спины ребят а бегу по ним и бью ногой в верхнюю часть двери и на ней запутавшись в занавеске влетаю в зал, по мне пробегает вся группа захвата и занимает свои места в зале, снято…. Дальше мы работаем совместно с нашими пиротехниками, это были прекрасные опытные мастера своего дела, Александр Яковлев, Владимир Мизерин. Они ставят пулевые посадки на актеров на стол и на аквариум …. В зале две камеры, одна снимает в обычном режиме вторая для замедления съёмки (рапид), начинается заключительная часть сцены …. Сначала свою пулевую посадку отрабатывает Сергей Проханов, затем Георгий Мартиросян, который в предсмертной агонии палит в зал попадая на стол и в аквариум. И вот финальный кадр мы готовим падение Георгия Мартиросяна с балкона, изначально его в падении должен был дублировать Володя Зинин , но режиссер Виктор Сергеев уговорил нашего постановщика чтобы актёр выполнял трюк сам , в принципе высота падения для каскадера не большая около пяти метров. Наша цель сберечь актера, приходится собирать для актёра приемную подушку в два раза больше, чем для каскадера и тщательно готовить перила балкона, чтобы не травмировать актёра. Всё готово, съёмочная группа замерла в ожидании, нервное напряжение и ответственность, когда актер идёт на исполнение трюка гораздо больше, чем когда трюк выполняет каскадер …. «Камера, мотор» Мартиросян телом проламывает перила и падает в приемную подушку, ещё пару секунд и звучит команда «Стоп», актёр без повреждений вылезает из приемной подушки. Пока снимают финальную актерскую сцену Абдулова и Кузнецова, мы сидим во дворе и слушаем рассказы от Смоктуновского ….
На фильме «Арифметика убийства» у нас был один съёмочный день и трюк выполнял сам актер Лев Борисов, наша задача была простая нам необходимо было, его повесить в туалете, но так чтобы он остался жив. Для этого пригодились навыки альпинистской подготовки, которые получил благодаря великому мастеру Михаил Михайловичу Боброву …. Мне по жизни везло с учителями и наставниками …
Михаил Михайлович Бобров в неполные восемнадцать лет пришёл в военкомат проситься на фронт. 7 июля 1941 года вместе с отрядом был заброшен в тыл наступающих вражеских войск. Ещё пять раз он таким же образом оказывался в тылу противника. В последний раз при переходе линии фронта в районе Ораниенбаума попал под огонь нашей артиллерии, получил контузию, но сумел выйти к своим. С конца августа 1941 года в составе группы альпинистов, куда, помимо Михаила Михайловича входили Ольга Фирсова, Александра Пригожева, Алоиз Земба и Михаил Шестаков, принимал участие в маскировке высотных доминант Ленинграда: Исаакиевского, Петропавловского, Никольского соборов, Адмиралтейства, Инженерного замка. Купола и шпили служили привязками для немецкой артиллерии, ориентирами для прицельной стрельбы. Они были нанесены на всех картах и очень хорошо видны в бинокли и визуально — для лётчиков. Воевал разведчиком на Ленинградском фронте, в качестве старшего инструктора военного альпинизма 105-го отдельного горно-стрелкового отряда сражался на центральных перевалах Закавказского фронта. Преподавал во фронтовой школе военного альпинизма и горнолыжного дела. Был начальником горной подготовки дивизии и корпуса. Окончил Военный институт физкультуры. Увлекся современным пятиборьем. В 1952 году был включен в состав советской олимпийской команды. Возглавлял кафедры физвоспитания Военно-инженерного института имени А. Ф Можайского и Ленинградского государственного университета.
Продолжение следует
А.Переверзев