Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. Аляска Кид. продолжение

Вернувшись в гостиницу, мы отвезли наших друзей конных каскадеров на вечерний поезд. Наш шеф собирался уехать обратно в Питер и нарезал нам задачи по следующим съёмочным дням. Он должен был вернуться к майским праздникам чтобы снимать эпизод «пираты», а нам предстояло готовить две лодки, катамаран для операторской группы и страховочные плавсредства. Помимо подготовки эпизода «пираты» мы доснимали кадры, погони, проскачки на лошадях, переворот кибитки варьете в воду. К перевороту кибитки мы готовили повозку, задача состояла в том, чтобы колесо отвалилось в точно обозначенной точке для этого на ось кибитки была прикреплена насадка с резьбой, а на колесе закреплена гайка, за один полный оборот колесо проходило расстояние в два метра и теперь было легко рассчитать необходимую нам точку. Был конец апреля солнце уже грело не плохо, но вода в речке была ещё прохладной и поскольку была вероятность что потребуется снять несколько дублей, а применение гидрокостюмов невозможно пришлось запасаться наркомовскими. Утром в холле гостиницы помимо нас собирающихся на съёмку толпилась группа туристов готовишься поехать на экскурсию. Наш второй режиссер Борис бегал с вызывным листом и торопил съёмочную группу: «Простыни взяли? Водку положили? Девочки готовы? Поехали!!» Туристы в холле после этого призыва с интересом стали рассматривать нашу толпу … И вот мы на берегу реки оператор показывает точку, где должно отвалиться колесо, выставляем кибитку, накручиваем колесо на нужное количество витков, запрягаем лошадей, сажаем девчонок в повозку. Всё готово ждём команды. «Поехали» лошади тащат кибитку в сторону реки, заезжает в реку, колесо отваливается в нужном месте, девчонки сыпятся как горох в ледяную воду речки. С берега слышен голос Бориса: «Девчонки улыбаемся и плывём, веселее, активнее!!» Звучит команда «Стоп», вытаскиваем девчонок из воды, наливаем наркомовские, готовим всё ко второму дублю. Вторая попытка также прошла успешно, отправляем девчонок в гостиницу, а сами едем на залив к лодкам готовить эпизод «пираты» через два дня съёмка. Этот эпизод можно назвать многострадальным, снимали его в три этапа в конце апреля, середине мая, когда вода в Финском заливе была далеко не парное молоко, а доснимали его благодаря нашему польскому оператору уже в конце октября, когда парное молоко уже основательно остыло. Если внимательно смотреть фильм, то прекрасно видно разницу между сезонами года, весенние кадры солнечные, а осенние все в сплошном тумане. К съемкам этой сцены прибыл Александр Самойлович Массарский, который дублировал Донована Скотта, Вадик Малышев дублировал Марк Пиллоу пиратов изображать поручили Зинину, Ежову, Безбородову, мне, а роль атаманши Татьяне Барабашовой. В принципе ничего сложного нас не ожидало, на катамаран мы поместили операторскую группу и двух каскадеров, которые выполняли две функции: роль гребцов на галере для перемещения оператора, и страховка каскадеров оказавшись в воде. Сначала мы грелись на солнце пока актёры исполняли свои роли и говорили текст, потом нас поочередно стали выкидывать за борт охлаждая наш пыл, в общем каждому из нас пришлось макнуться в воду раза по три, между дублями мы стучали зубами и грелись наркомовскими. К сожалению, в фильм не вошли все наши падения, так бывает в кино…. В перерывах между съёмками кадров Массарский рассказывал, как они ставили драку на баркасе во время съёмок «Белого солнца пустыни» мы молодые впитывали как губка его рассказы, мы учились у мастеров трюкового искусства в процессе работы. Слушая рассказы Массарского мы воочию понимали какая огромная разница между нашими артистами и импортными «качками»: Павел Луспекаев отказался от дублеров незадолго до съемок ему ампутировали ступни обеих ног. Владимир Мотыль другого Верещагина себе не представлял он предлагал Луспекаеву сниматься на костылях: «Верещагин – бывший офицер, инвалид Первой мировой или таможенник, раненный контрабандистами в обе ноги.» Ответ Луспекаева был однозначным: «Давай, Володя, сперва я сыграю то, что написано в сценарии, а уж потом какого-нибудь инвалида. Пусть тебя мои ноги не смущают. Я придумал сапоги с металлическими упорами внутри.» Владимир Мотыль признавался, что велел помощникам искать дублера. Никому в голову не могло прийти, что Луспекаев все сделает сам: и в пустыне, и на палубе корабля, когда по сюжету драка. Во время съемок Луспекаев отбросил костыли и начал осваивать протезы. Когда боль становилась невыносимой, отходил в сторону и опускал натертые протезами культи в таз с холодной водой. Либо в прохладное Каспийское море, Луспекаев себя не щадил. Он даже в сцене драки на баркасе работал без дублера. В фильме есть лишь один трехсекундный кадр, где его подменил каскадер Массарский: Верещагин ногами спихивает бандитов за борт. Сапоги Верещагина показаны крупным планом. А носки сапог Луспекаева при упоре прогибались, и это было бы видно на экране. Зная всё это, мы не имели права на слабость, мы не могли себе позволить сказать: «Я не могу это сделать» …. Досняв сцену Массарский уехал в Москву нас дальше ждала совместная работа на фильмах «Железный занавес» и «Ермак».