Из жизни в кино…или из кино в жизнь… На съёмочной площадке и около …. Аляска Кид. продолжение

Заканчивался январь, мы досняли сцены катания Кида на мешке, несколько незначительных падений героев, проскачки на лошадях, и поставили несколько потасовок между героями фильма. Для съёмок серии «Большая гонка» из Чехии привезли ездовых собак пока они проходили карантин мы готовили следующие объекты …
На картину для перевозки иностранных актеров немецкая сторона пригнала три Мерседеса, на одном ездил директор картины лично, а пока два других были без водителей нас просили садиться за руль, но это продолжалось не долго. Сначала Вадик отвёз Алана Крейга в аэропорт. По дороге Крейг периодически косился на спидометр и когда стрелка доходила до цифры 120 он просил Вадика: «Please slow down!» Вадик конечно как послушный водитель скидывал скорость до 90 , но терпение его хватало всего на пару километров , после чего он опять нажимал на педаль газа , так повторилось несколько раз , после очередной просьбы актера Вадик не сбросил газ , а закрыл спидометр тряпкой которая к счастью валялась в консоли и спокойно поехал дальше , актер закрыл глаза и всю дорогу до аэропорта что-то бормотал , как сказал Вадик похоже молился. В аэропорту выходя из машины Алан выдал Вадику следующую фразу: «За риск в не съёмочной площадке мне не платят». И обиженно пошёл на самолёт. Когда Вадик вернулся в гостиницу возмущение из него так и перло: «Не понял, я ему ещё должен заплатить за то, что его довёз!» Второй раз отличился Мишка, от гостиницы до деревни Медянка, где находились декорации было около 7 км и иностранцев обычно возили по асфальту чинно и неспеша. Мы же добирались до съёмочной площадки по лесной дороге, которую зимой как водится у нас слега чистили от снега. И после того, как Миша довёз Доун Меррик и Марка Пиллоу до Медянки иностранные артисты заявили, что с каскадерами ездить больше не будут … Что не скажешь про советских актеров, которые ездили с нами с большим удовольствием. Итак, мы снимаем серию «Большие гонки». У Миши случился дебют, если до этого он носился на машинах, работал с огнем, и благодаря горной подготовке на высотных трюках, то сейчас ему впервые в кадре пришлось сесть на лошадь и надо сказать всё прошло успешно, как говорится обошлось без клизмы …. Дальше нам предстояло снимать прыжок Кида на нартах, сложность заключалась в том, что режиссер хотел, чтобы оператор лег под трамплин и снял как нарты после прыжка перелетают через него …
Мы построили трамплин, но скорости, с которой бежали собаки не хватало для хорошего прыжка, пришлось задействовать технику, мы привязали нарты к снегоходу и начали экспериментировать…. Проведя несколько репетиций, методом научного тыка мы выяснили, что оптимальная скорость для красивого прыжка 60 км в час. При этом в полёте нарты нужно было развернуть, упасть на бок и совершить волочение. После нескольких часов репетиций у нас все было готово. Прибыла съёмочная группа, посмотрев на всё происходящее и ложась с камерой под трамплин польский оператор Ежи Госьцик в шутку поинтересовался: «Сколько я получу за этот трюк?» И вот все на исходной за рулём снегохода наш поставщик трюков, я дублирую Кида. Мы разгоняемся до нужной скорости, шеф выводит меня на трамплин, прыжок корпусом в полёте валю сани на бок, как мотоцикл на вираже, приземление на снег и волочение … Возвращаемся на исходную, пока шеф беседует с оператором, мы приводим трамплин в порядок, Ежи опять шутит, обращаясь ко мне: «Ты не мог бы при полёте не смотреть в камеру? У вас слишком разные лица с Пиллоу. Разгон прыжок, волочение, кадр снят … Переходим на другую точку, мелкая стычка между Стайном и Спрагом Вадик дублирует Эдварда Жентару я Александра Кузнецова, режиссер ставит задачу устроить потасовку на верху оврага и скатиться по склону вниз прямо под камеру. Режиссер сегодня тоже не прочь пошутить:» Ребята в этой сцене ничего сложного нет главное, чтобы вы не поранились и получили удовольствие». Так с шутками и прибаутками мы заканчиваем съёмочный день. А вечером в ресторане начинаем шутить мы. Придя в ресторан, мы полчаса сидим в ожидании своего заказа, зал полный, помимо съёмочной группы зал забит туристами из Финляндии. На свою беду, мимо стола проходит черная гостиничная кошка, Вадик хватает её за передние и задние лапы кладет себе на пустую тарелку, я беру соль и перец начинаю делать вид что обильно приправляю добычу, Мишка точит нож об вилку, в этот момент появляется наш официант с нашим ужином. У меня в голове мелькает мысль может сегодня первое апреля, составляя тарелки на наш стол официант спокойно, но с улыбкой: «Если вы оставите нашу кошку в живых вам будет бесплатный десерт от шеф-повара». Мы без раздумий соглашаемся на десерт. Но на этом приключения не закончились, Вадик боковым зрением заметил, что немцы из съёмочной группы стали нагло клеится к нашей переводчице, а у каскадера как у фокусника всегда есть кролик в шляпе на тот момент этим кроликом оказались гайки в кармане Вадика и он быстро из вилки соорудил катапульту. Он одел гайку на вилку и невидимым движением запустил в немцев со словами: «Это вам за Сталинград!» Первый снаряд в цель не попал, поскольку Вадик сидел спиной к столику немцев мы с Мишкой стали корректировать огонь. Четвертый или пятый снаряд попал в цель, точно в фужер одного из немцев. Тот с удивлением посмотрел на гайку потом на потолок, затем оглядел весь зал, не поняв откуда прилетело, он продолжал мило беседовать с переводчицей. Вадик продолжил обстрел, попав в немца ещё пару раз и израсходовав весь боезапас, Вадик с чувством выполненного долга подошёл к столику немцев и показывая пальцем на гайки, попросил переводчицу перевести: «Смотри из тебя запчасти сыпется, а ты к нашим девчонкам клеишься.» Переводчица отказалась переводить чем закончилась их беседа я не в курсе мы с Мишей ушли в номер, завтра ожидался тяжёлый рабочий день драка, пожар ….
В феврале съёмки шли почти каждый день, то проскачки, то работа с упряжками, но в основной подготовке силы были направлены на драку со стрельбой и пожар для серии «Смертельный покер». Больше всего времени ушло на подготовку люстры, которая убивает одного из героев, сложность заключалась в том, что бронзовая люстра весила кг 15, высота потолка в помещении порядка 5 метров. Люстра должна была сорваться с потолка убить героя и не причинить вреда каскадеру, при этом система тросиков должна быть не видима для камеры. Сейчас эту сцену можно легко создать при помощи компьютерной графики и для этого уже не нужны каскадеры. А тогда мы изобретали, придумывали, экспериментировали. Раньше каскадеру для работы необходимо было не только обладать реакцией, иметь физическую подготовку, но и прекрасно разбираться в законах физики, знать математику, биологию и ещё много всего. Многие из наших наставников имели по несколько высших образований, учёные степени, лучшими примерами для меня были мои первые наставники Михаил Михайлович Бобров и Александр Самойлович Массарский. Для съёмок сцены поединка Кида и Китайца наш поставщик пригласил ребят из клуба восточных единоборств «Белый лотос» которые регулярно приглашались на трюковые съёмки это были наши старые знакомые Секачев дублировать Кида и Цветков на замену Китайца. Ещё для усиления в команду я пригласил паренька 16 лет который много тренировался с нами и в свои годы уже имел черный пояс по каратэ, имел хорошую высотную подготовку, навыки водного туризма, которые мы вместе с ним и Шлямом оттачивали на Лосевских порогах. Учиться ездить на лошадях ему пришлось во время съёмок. До своего ухода в армию он отработал с нами на картинах «Гений» и «Год хорошо ребенка», паренька звали Алексей Перекалин позывной «Леший». В сцене перестрелка в доме Лешему выпало исполнять два трюка, сначала он дублировал актера, которому Китаец перерезает горло. Задача Лешего была не сложной, просто скатиться по ступенькам со второго этажа на первый, второй трюк был сложнее его задача была изобразить убитого, перевалиться через перила на втором этаже и упасть на пол между противнями с огнём. У Цветкова задача была тоже не простая, при падении попасть керосиновой лампой в нужный поддон, и вторая задача в ходе борьбы за пистолет оказаться лицом в нужном месте и нужное время, чтобы принять 15 килограммовую люстру, летящую с высоты 5 метров себе на лицо. Вся сцена должна происходить в горящей гостинице, при этом здание не должно пострадать так как в нем планировался ещё не один съёмочный день. Мы расставили поддоны, в которых должен бушевать огонь и приступили к репетициям пока съёмочная группа работала над другими сценами. Вечером, когда у нас было всё готово прибыла съёмочная группа. Наш пиротехник Григорий Антонович осмотрел поддоны и подготовил систему одновременного воспламенения. При всех этих условиях существовали дополнительные трудности, на некоторых героев костюмы существовали в одном экземпляре и поэтому приходилось переодеваться очень быстро, если с каскадерами проблем не возникало, то из-за артистов были задержки, причём в основном из-за импортных …. Мы приступили к съёмкам, Леший изобразил одно падение и все бы прошло нормально если бы оператор успел повернуть камеру, из-за этой накладки пришлось делать второй дубль, причём эта проблема с польским оператором случалась неоднократно на съёмки трюковых эпизодов такое ощущение что до этой картины от был фотографом или оператором на порнофильмах … На вторую сцену выставили уже две камеры, за второй камерой был наш родной советский оператор и таких накладок у него не случалось. И так камеры стоят, Леший летит через перила спиной на пол приземляется между двух поддонов, а Секачев и Цветков начинают пляску вокруг его тела и между поддонами. Мы с Вадиком стоим на люстре и ждём, когда Цветков окажется в нужной точке, Шлям стоит на страховке с куском асбеста и огнетушителем. Секачев и Цветков борются за пистолет, Секачев убирает голову в сторону, мы Вадиком ловим момент и отпускаем люстру. Есть, мы прихлопнули злодея. Быстро раздеваем каскадера одеваем актёра и меняем их местами, гримеры обильно поливают его кровью, Сейдулла Молдаханов изображает расплющенного люстрой Китайца …. Съёмочная группа уходит снимать лирическую сцену на сегодня наша работа окончена, мы возвращаемся в гостиницу …. Быстро расходимся отдыхать по своим номерам, завтра у нас не простой день, нужно будет сжечь ещё один дом предварительно устроив в нём драку ….
Продолжение следует
А.Переверзев.